Приказ №293 от 30.08.2019 Аннотация к рабочим программам основного общего образования № п/п Предмет 1 Русский язык 2 Литература Аннотации к рабочим программам Программа составлена на основе следующих документов: • Федерального государственного стандарта общего образования Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5- 9 классы под редакцией Т.А.Ладыженской (М.: Просвещение,); Учебника для общеобразовательных учреждений Т.А.Ладыженская«Русский язык. 5 класс. 6 класс. 7 класс». М: Просвещение, Баранов М.Т.Русский язык. 8класс. 9 класс. Просвещение, 2016 В соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения Рабочая программа определяет конкретное содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебнотематический план, календарно-тематическоепланирование. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижении следующих целей: 1. Воспитание гражданственности и патриотизма,любви крусскому языку,сознательного отношения к языку как к духовной ценности,средству общения и получения знаний; 2.Развитие речевой и мыслительной деятельности,коммуникативных уменийи навыков,готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,потребности в речевом самосовершенствовании. Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе следующих документов, определяющих содержание литературного образования в основной общей школе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы основногообщего образования по литературе под редакцией В.Я.Коровиной;отводится 374 часа для обязательного изучения учебного предмета«Литература» на этапе основного общего образования. В 9 Рабочая программа «Русский язык» 59 класс ФГОС Литература ФГОС 5-9 классы 3 Математика • классах выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю), в 5, 6, 7, 8 классах – 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Учебно-методический комплекс под редакцией В.Я.Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания литературного образования . Рабочая программа по математике составлена на основе сборника рабочих программ для общеобразовательных учреждений «Математика» 7-9 кл. основного общего образования под редакцией Ю.Н.Макарычева и примерного тематического планирования по УМК МатематикаВиленкин Н.Я. – Мнемозина, 2014 и соответствует требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).Для реализации данной программы используются учебники, включѐнные в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 20192020 гг. и соответствующих требованиям ФГОС: Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс. 6 класс. – Мнемозина, 2014 Алгебра 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2019. Алгебра 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /[Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 18 – е изд.- М.: Просвещение, 2018. Алгебра 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 18 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолженияобразования; • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолениютрудностей; формирование представлений об идеях и методах математики какуниверсальногоязыка науки и техники, средства моделирования явлений и Математика (ФГОС) • • • • • • • • • • • 4 Биология процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии; формирование логического мышления; формирование умения пользоваться алгоритмами. На изучение предмета «Математика» отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год, алгебра 7-9кл. – 102. Рабочая программа по предмету «Геометрия 7-9» составлена согласно программе: «Программы общеобразовательных учреждений . Геометрия 7-9 классы» Москва «Просвещение» 2008. Автор составитель: Т.А.Бурмистрова. Учебник: «Геометрия 7-9 » ( Л.С.Атанасян) Рабочая программа по геометрии в 7 классах рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа по геометрии в 8-9 классах рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Нормативный срок реализации программы-3 года Рабочая программа по биологии соответствует требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).Для реализации данной программы используются учебники, включѐнные в Переченьучебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ на 2019-2020 гг. и соответствующих требованиям ФГОС Сонин Н.И., Захаров В.Б.Биология. Дрофа Курс построен по концентрическому принципу, с 5 по 9 класс у школьников формируется целостная биологическая картина мира. Изучение предмета начинается с пропедевтического курса «Введение в биологию», затем рассматриваются разнообразие, строение и жизнедеятельность живых организмов, изучаются различные формы жизни — от бактерий до человека. Курс завершается знакомством с законами жизни на всех уровнях ее организации, в том числе с основными понятиями генетики, селекции, цитологии, теории эволюции. В пособия включены материалы о практическом значении изучаемых объектов, задания для лабораторных занятий и работы с гербариями и коллекциями. Задания имеют разные уровни сложности, направлены на формированиеуниверсальных умений и навыков. В 5-6 классах на реализацию данной программы выделено 34 часа, в 7-9 классах 68 часов. Биология. 5-9 классы (ФГОС) 5 География Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. №1577), примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программой к линии УМК под редакцией Домогацких Е.М. География - Русское слово, 2013Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социальноэкономическиепроцессы. Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с учебным планом: по одному учебному часу в неделю в 5 классе (34 часа за год). Основные цели изучения географии в школе: - познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального доглобального), что позволяет сформировать географическую картинумира; - познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России имира; - понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; - понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условийпроживания; География. 5-9 классы - - - глубокое и всестороннее изучение географии России, включая еегеополитическоеположение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.Рабочая программа по географии для 6-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г. №1577), примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программой по географии 5-9 класс курса ФГОС Е.М. Домогацких издательства: http://www.russkoeslovo.ru. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально- экономические процессы. Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с учебным планом: по одному учебному часу в неделю в 6 классе (34 часа за год). Основные цели изучения географии в школе: познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира; познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических 6 Химия условий проживания; - глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическоеположение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их - взаимозависимости Аннотация к рабочей программе по химии 8-9 класс Цели и задачи: материальное единство веществ природы, их генетическая связь; причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ; познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций; формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни; развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности; развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; формирование экологического мышления, убеждѐнности в необходимости охраны окружающей среды.Учебно-методический комплект: 1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016. 2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, Количество учебных часов: Согласно учебному планы школы на учебный год на курс химии в 8 классах отводится 7 Физика 68 часа (2 часа в неделю на 34 учебных недель). Формирование основ химического знания – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни; развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности; развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; формирование экологического мышления, убеждѐнности в необходимости охраны окружающей среды. Учебно-методический комплект: 1. О.С.Габриелян. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2019 Аннотация к рабочей программе по физике .7-9 классы. Рабочая программа разработана на основе: 1. Примерной программы по физике 7-9 классы. М.:Просвещение, 2017 2. Авторские программы :Е.М.Гутник, А.В. Перышкин. « Физика» 79классы 3. Цели изученияфизики Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и Физика. 7-9 классы обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношенияк физике как к элементу общечеловеческой культуры; использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности . Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа по физике в 9 классе рассчитан на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В результате изучения физики ученик должен: знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения: смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, 8 Изобразительное искусство 9 Технология влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы. Настоящая рабочая программа разработана на основе ФК ГОС 2004, примерной программы среднего общего образования по предмету Изобразительное искусство«Просвещение» 2013 г., программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского (5-9 классы), пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение,. Рабочая программа составлена с требований ФГОС. Распределение часов учебного времени в рабочей программе: • 34 учебныенедели 1 час в неделю – 34 часов в год в 5классе • 34 учебные недели 1 час в неделю – 34 часов в год в 6классе • 34 учебные недели 1 час в неделю – 34 часов в год в 7 классе • 34 учебные недели 1 час в неделю – 34 часов в год в 8 классе • 34 учебные недели 1 час в неделю – 34 часов в год в 9 классе Содержание среднего общего образования на базовом уровне по предмету • «Изобразительное искусство» представляет собой комплекс знаний, направленных на развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственнном пространстве культуры. Художественное развитие учащихся осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. • «Изобразительное искусство» как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя сочетание основ различных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает • возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной Рабочая программа по технологии для 5-9 классов разработана на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы формирования универсальных учебных действий; примерной программы по технологии ФГОС ООО ИЗО. 5-7 классы Искусство. 8-9 классы Технология 5-8 класс ФГОС 10 Физическая культура второго поколения. Программа ориентирована на работу в делимых классах по учебникам под редакцией Кожиной О.А. Дрофа, 2015. Рабочая программа обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), соответствует Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даѐт ребѐнку представление отехнологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферахучебной и внеучебной деятельности. Содержание данной рабочей программы при трѐх учебных занятиях в неделю основного общего образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры. Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря. Нормативный срок реализации программы 5 лет. Физическая культура 5-9 ФГОС 11 Музыка При разработке рабочей программы учитывались приѐм нормативов «Президентских состязаний», а также участие школы в территориальной Спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лѐгкая атлетика, ОФП). Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физическойкультуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы иосвоенные способы (умения)осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическимиупражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7-х классов образовательных учреждений разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной программой по музыке с учетом авторской программы по музыке , авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение,2013 Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. К концу 7 класса обучающиеся должны: Музыка 5-9 ФГОС 12 Обществознание - знать основы музыкальной культуры, как неотъемлемой части общейдуховной культуры; - сформировать потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки вжизни отдельного человека и общества, в развитии мировойкультуры; -развить общие музыкальные способности (музыкальная память и слух, а также образного и ассоциативное мышление, фантазию и творческого воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; - сформировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение идр.); -расширить музыкальный и общий культурный кругозор; (музыкальный вкус, устойчивого интерес к музыке своего народа и других народов мира,классическому и современному музыкальномунаследию); -овладеть основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства. Данная рабочая программа составлена на Примерной программы основного общегообразования по обществознанию и Рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. «Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Обществознание в Обществознание ФГОС 13 Иностранный язык (английский) основной школе изучается с 6 по 9 класс. Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК«Английский язык» (5–9 классы) автора Комаровой Ю.А.(издательство Русское слово, 2016). Рабочая программа разработана на основе следующих обязательных нормативных документов: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения; Данная программа адресована учащимся 5-9 классов,где обучение английскому языку начинается со 2 класса. В соответствии с учебным планом на изучение предмета на начальной ступени отводится 3 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет за год: 5 класс - 102часа 6 класс – 102часа 7 класс – 102часа 8 класс – 102часа 9 класс – 102часа. Предмет «Иностранный язык» в основном общем образовании изучается с целью: формирование у учащихся более глубокого представления о роли и значимости английского языка (далее - АЯ) в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта использования АЯ как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов;дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся продолжится работа по расширению лингвистического кругозора, у них углубится представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более широкий диапазон речевых и неречевых средств общения, на новый уровень развития поднимется способность соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и Иностранный язык 5-9 класс ФГОС 14 ОБЖ доброжелательными речевыми партнерами; дальнейшее развитие способности представлять на АЯ родную культуру в письменной и устной форме общения; достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного интереса к предмету «Иностранный язык», на дальнейшее развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ). По окончании основной школы учащимся удается достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы). Данный уровень позволит выпускникам основной школы использовать ИЯ для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования Настоящая рабочая программа разработана на основе ГОС, примерной программы среднего общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и авторской программы: 1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. Акад.обазования, изд- во «Просвещение», - М.: Просвещение,2015 2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждениий: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под.ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук,Рос. акад.обазования, изд-во«Просвещение», - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015 Распределение часов учебного времени в рабочей программе: 34 учебные недели 1 час в неделю – 34 часов в год в 8,9,11 класссах Содержание среднего общего образования на базовом уровне по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой комплекс знаний, направленных на развитие у учащихся знаний, правил и навыков для правильного поведения и действий в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни. Знакомит учащихся с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях; основами противодействия терроризму и ОБЖ ФГОС 15 ОДНКР экстримизму; основами начальных знаний о воинской обязанности и об обороне государства. Рабочая программа по ОДНКНР предназначена для 5 классов общеобразовательных организаций и составлена на основе: Авторской программы основного общего образования по Основам духовнонравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана - Граф, 2015. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно- воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, преждевсего,«Обществознания»,«Литературы»,«Истории»,«Географии»,«Искусства», «Технологии»). Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение духовно- нравственной культуры многонационального народа России, еѐ нравственных и моральных норм. Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: - развивать представления о значении нравственных норм; - изучить базовые принципы духовной культуры российского народа; - обобщить знания о духовной культуре иморали; - развивать способности кобщению; - формировать этическоесамосознание; - способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России; воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России. 15 Финансовая грамотность Образовательная программа «Финансовой грамотности» рассчитана на 34 часа в 8 классах(1 час в неделю). Актуальность занятий в области финансов всегда необходимы при управлении своими расходами и доходами. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно даѐт представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодѐжи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. С рыночной экономикой, с еѐ законами и ОДНКР возможностями учащиеся очень мало знакомы. Однако экономические термины ежедневно звучат по средствам массовой информации и непосредственно касаются каждого учащегося. Курс предоставляет возможность для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями. Цель программы – развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость финансовой грамотности гражданина; профориентация. Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих задач: познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи; расширить знания учащихся в области экономики; сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования; познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела; формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке. В результате освоения учащимися данной образовательной программы по «Финансовой грамотности» предполагается достижение следующих целевых ориентиров: - об основных экономических принципах; - о финансовых закономерностях; - что такое потребность, а что — желание; - системе страхования; - пенсионной системе РФ; - о профессиях в области экономики и банковского дела. Профессиональные характеристики работника это области. 16 История Рабочая программа по предмету "История" составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Цели изучения предмета «История» в основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения предмета «История» в основной школе: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; — овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; — формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих еѐ народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирноисторическом процессе; — воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждѐнности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе; — развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; — формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Предмет «Всеобщая история» предметной области «Общественно-научные предметы» входит в обязательную часть учебного плана и изучается в 5 —9 классах в общем объѐме 204 ч.: в 5 классе — 68 ч.; в 6 классе — 34 ч.; в 7 классе — 34 ч.; в 8 классе — 34 ч.; в 9 классе — 34 ч. Предмет «История России» предметной области «Общественно-научные предметы» входит в обязательную часть учебного плана и изучается в 6—9 классах в общем объѐме 170 ч. Из них: 6 класс — 34 ч.; 7 класс История России. Всеобщая история. 5-9 классы ФГОС 17 Немецкий язык — 34 ч.; 8 класс — 34 ч.; 9 класс —68 ч. Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю в 5 – 8 классах; в 9 классе на 102 ч. – 3 учебных часа в неделю. В 6 – 9 классах в блок истории России включены уроки, содержащие материал по региональной истории. Рабочая программа к учебному курсу немецкий язык как второй иностранный для 5-6 класса разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по немецкому языку (Стандарты второго поколения). Данная программа составлена с учѐтом рекомендаций авторов предметной линии учебников «Горизонты». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.- М.: Просвещение, 2016. По данной рабочей программе учебный курс рассчитан на 34 учебных часов каждом классе из расчѐта 1 час в неделю. Цель изучения учебного предмета: формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности еѐ составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии универсальных учебных действий, готовности к самообразованию, владении ключевыми компетенциями. Структура дисциплины: - развитие и воспитание потребности у школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; - культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур; - развитие национального самосознания, - стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ; формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире; - подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком. Второй иностранный язык (немецкий) 5-6 классы