Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыка
По предмету
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс)
основное общее, 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов
Уровень
Учитель:
34ч
базовый
(базовый, профильный)
Кокорин Евгений Васильевич
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса составлена
на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №
1897), примерной программы по музыке для основного общего
образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и
авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно –
методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
С принятием Федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) «второго поколения» изменилась
парадигма образования, главным девизом новой школы является –
деятельный подход. Универсальные учебные действия (далее –
УУД), на формирование которых направлен учебный процесс на
уроках музыки, дают именно тот инструментарий, который
вырабатывает умение учиться – самостоятельно добывать знания,
воспитывает нравственного и культурного человека, и развивает
творческие и музыкальные способности учащихся.
Фундаментальное ядро ФГОС включает в себя: базовые
национальные ценности (нравственные ориентиры, патриотизм,
общекультурные и семейные традиции и т.д.). В музыке это:
фольклор, религиозная музыка, шедевры композиторов-классиков,
современная музыка. Основные элементы научного знания
(термины (стили и направления), понятия, историзм).
В соответствии с требованиями ФГОС выработана определённая
система
планируемых
результатов
–
личностных,
метапредметных и предметных, которая устанавливает и описывает
классы учебно-познавательных и учебно-практических задач,
которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное
выполнение этих задач требует от учащихся овладение системой
учебных действий (УУД).
УУД - на формирование которых направлен учебный процесс -
умение учиться и самосовершенствоваться, подразделяются на 5
категорий:
1) Личностные
2) Познавательные
3) Регулятивные
4) Коммуникативные
5) Информационные
В связи с этим, возникла необходимость создать новую учебную
программу по музыке для 7 класса - в свете требований ФГОС, на
основе содержания общего образования, с учётом требований к
результатам, структуре и условиям освоения основной
образовательной программы основного общего образования,
учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
на ступени основного общего образования. Постижение
музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей
степени деятельностный характер и становится сферой выражения
личной
творческой
инициативы
школьников.
В
этом
контексте личностное развитие учащихся заключается в полной
реализации способности творческого освоения мира в различных
видах и формах музыкальной деятельности, становлении
самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и
эстетической восприимчивости. Таким образом, тема данного
проекта является актуальной.
Цель – формирование УУД для воплощения основной системы
ведущих целевых установок образования через специфику
предмета Музыка.
Для реализации данной цели мною были поставлены следующие
задачи:
Разработать рабочую программу, календарно-тематическое
планирование согласно ФГОС;
Изучить и использовать УУД на уроках музыки для
раскрытия творческих и музыкальных способностей
учащихся
через
различные
виды
музыкальнопрактической деятельности;
Проанализировать и структурировать музыкальный материал,
соотнести его с формирующими УУД;
Формировать навык самостоятельно ставить целевые
установки для достижения планируемых результатов;
Разработать диагностические работы (анкеты, тесты,
самостоятельные и контрольные работы);
Применять уровневый подход в системе оценивания –
базовый и повышенный;
Поддержать в реализации личной и групповой
инициативы учащихся во внеурочной деятельности;
Рабочая программа по музыке в 7 классе разработана на основе
авторской программы «Музыка»: 5-7 кл. / Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2010г. В соответствии с
основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.
Кабалевского и требованиями Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего
образования по искусству.
В 7 классе продолжается работа учащихся над
исследовательской проектной деятельностью. Современный проект
учащихся – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности,
исследовательских умений и навыков, общения в коллективе,
формирования определенных личностных качеств.
Исследовательские проекты являются культурологическими по
своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них
интегрируются несколько предметов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы
музыкального образования:
метод
художественного,
нравственно-эстетического
познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
ЦЕННОСТНЫЕ
ПРОГРАММЫ
ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАНИЯ
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и
современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются
вечные темы классической музыки и их претворение в
произведениях различных жанров; художественные направления,
стили и жанры классической и современной музыки; особенности
музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в
произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рокопере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу
изучения входят также жанровые и стилистические особенности
музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных
произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля,
который рассматривается как отражение мироощущения
композитора, как отражение
музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
№/п
1.
2.
Название раздела
Общая характеристика
предмета «Музыка»
Цели и
задачи предмета «Музыка»
Содержание раздела
Опора
на
нравственно-эстетическое,
интонационно-образное и жанрово-стилевое
постижение школьниками основных пластов
музыкального
наследия
(золотой
фонд
классической музыки, фольклор, религиозная
музыка, сочинения современных композиторов).
В 7 классе это - «Классика и современность».
Художественные направления, стили и жанры
классической
и
современной
музыки.
Особенности музыкальной драматургии и
развития музыкальных образов в произведениях
крупных жанров — опере, балете, мюзикле и др.
Главная цель программы – развитие музыкальной
культуры школьников как неотъемлемой части
духовной культуры. Для достижения этой цели
поставлены следующие задачи: Приобщение к
музыке как эмоциональному, нравственному
феномену; Воспитание потребности в общении
с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира;
Развитие общей
музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости.
Дополнения, отражающие специфику
данной программы
В центре данной учебной программы стоит
воссоздание в искусстве образа человека –
музыкальная
драматургия,
которая
нацеливает уч-ся на образы в разных видах
искусства.
Широкое
культурное
пространство (зрительный и литературный
ряд); Формирование основ музыкальной
культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки.
Три содержательные линии:
1. «Музыка, как вид искусства»
2. «Музыкальный
образ
и
музыкальная драматургия»
3. «Музыка в современном мире:
традиции и инновации»
Приоритетом
данной
программы
является образно-ассоциативная связь
музыки с другими видами искусства и
для
достижения
этой
цели
используются поставленные (ранее)
задачи.
Основными
методическими
принципами программы являются:
1. Принцип увлечённости;
2. Принцип
триединства
деятельности
композитора
–
исполнителя – слушателя;
3.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета
4.
Место учебного предмета в
учебном плане
5.
Планируемые результаты
изучения предмета
6.
Технологии преподавания
предмета «Музыка»
Воспитание
эмоционально-ценностного
отношения к искусству , нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине; Сохранение культурной
среды, социализация личности учащегося;
Постижение музыкального искусства на данном
этапе приобретает в большей степени
деятельностный характер и становится сферой
выражения личной, творческой инициативы
школьников.
В авторской программе «Музыка 5 – 7классы»
авторов
Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской
на
изучение курса «Музыка» отводится 1 час в
неделю (34 ч в год).
В процессе изучения музыки на второй ступени
общего образования у школьников будет
сформирована
динамическая
система
ценностных ориентаций и эстетического
видения
окружающей
действительности.
Школьники освоят музыкальное искусство во
всём многообразии его видов, жанров и стилей,
изучат музыкальный фольклор, произведения
музыкальной отечественной и зарубежной
классики и современности, выразительные
средства и особенности музыкального языка.
Технологии развития процессов восприятия
музыки школьниками;
3. Принцип «тождества и
контраста», сходства и
различия;
4. Принцип
интонационности;
5. Принцип диалога культур;
Данная
программа
основана
на
обширном материале, охватывающем
различные виды искусств, которые дают
возможность
учащимся
усваивать
духовный опыт поколений, нравственноэстетические
ценности
мировой
художественной
культуры
и
преобразуют духовный мир человека, его
душевное состояние.
В учебном плане школы также
отводится 1 час в неделю (34 ч в год).
Учащиеся
получат
возможность
научиться:
принимать
активное
участие
в
художественных
событиях
класса,
школы, города и т.д., заниматься
музыкально-эстетическим
самообразованием,
высказывать
личностно-оценочные суждения о роли и
месте музыки в жизни.
Технологии становления ассоциативнообразного
мышления
обучающихся;
7.
Взаимосвязь урока музыки с
внеурочной деятельностью
школьников
8.
Использование
информационнокоммуникационных
технологий и электронных
образовательных ресурсов
9.
Структура тематического
планирования
Технологии формирования певческой культуры
учащихся;
Технологии детского музицирования;
Технологии
проектно-исследовательской
деятельности;
Технологии
здоровьесбережения
обучаемых,
арттерапевтической направленности процессов
обучения, развития, воспитания;
Тематические
вечера;
Уроки-концерты;
Досуговая
деятельность
(музыкальное
оформление
классных
часов,
вечеров);
Музыкально-исполнительская
деятельность
(выступления); Школьный театр и т.д.
Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.);
Презентации;
Коллекция
цифровых
образовательных ресурсов по музыке; Цифровая
база данных для
создания тематических и
итоговых разноуровневых тренировочных и
проверочных материалов для организации
фронтальной и индивидуальной работы.
Программа для этого класса имеет два раздела:
1. Особенности драматургии сценической
музыки:
Стиль
как
отражение
эпохи,
национального характера, индивидуальности
композитора:
Россия
—
Запад.
2.Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки: Осмысление жизненных
явлений и их противоречий в сонатной форме,
симфонической сюите, сонатно-симфоническом
цикле. Сопоставление драматургии крупных
музыкальных форм с особенностями развития
музыки в вокальных и инструментальных
жанрах.
Технологии
использования
учебнометодических комплектов в процессе
обучения музыке;
Технологии диагностики успешности
развития
музыкальной
культуры
учащихся. Информационные технологии
в преподавании музыки;
Использование знаний полученных на
уроках музыки в создании собственной
аудио- и видео-коллекции;
Интернет ресурсы.
Исследовательские проекты.
Для
исследовательской
проектной
деятельности
рекомендуются
следующие темы:
1. «Жизнь даёт для песни образы и
звуки»;
2. «Музыкальная культура родного
края»;
3. «Классика
на
мобильных
телефонах»;
4. «Есть ли у симфонии будущее?»;
5. «Музыкальный театр: прошлое и
настоящее»;
10.
Материально-техническое
обеспечение предмета
11.
Методическое обеспечение
предмета «Музыка»
6. «Камерная
музыка:
стили,
жанры, исполнители»;
7. «Музыка народов мира: красота и
гармония».
Инструмент (фортепиано), музыкальный центр, Компьютер
(с
колонками),
доска.
интерактивная доска. Синтезатор.
Другие инструменты: свирель, ложки,
треугольник, бубен, ксилофон и т.д.
1) Программа.
Учебник - Тетрадь – Фонохрестоматии.
2) Методические пособия.
Интернет поддержка.
3) Нотные хрестоматии.
Календарно-тематическое планирование
№
п
/
п
1
Дата
1
04.09
Тема урока.
(страницы
учебника)
2.
3.
Художественнопедагогическая идея
урока, раздела
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
УУД
результаты
4.
5.
6.
7.
I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч)
Личностные
результаты
8.
«Иван
Сусанин»
искусства
тождественны
законам жизни.
3
18.09
В
музыкально
м театре.
Опера
А.
Бородина
«Князь
Игорь»
Усвоение
принципов
драматургического
развития на основе
знакомства
с
музыкальными
характеристиками её
героев (сольных - князь
Игорь, хан Кончак,
Ярославна, и хоровых –
сцена
затмения,
половецкие пляски).
4
25.09
В
музыкально
м театре.
Опера
А.
Бородина
«Князь
Игорь»
Усвоение
принципов
драматургического
развития на основе
знакомства
с
музыкальными
характеристиками её
героев (сольных - князь
Игорь, хан Кончак,
Ярославна, и хоровых –
сцена
затмения,
половецкие пляски).
Виды
опер.
Либретто.
Роль
оркестра
в
опере.
Речитатив.
принадлежнос
ть
произведений.
Сотрудничест
во
в
ходе
реализации
коллективных
творческих
проектов.
Композитор
Обобщение
А.П. Бородин. представлений
Русская
о
жанре
эпическая
эпической
опера. Ария. оперы
на
Музыкальные примере оперы
образы
«Князь Игорь».
оперных
героев.
схемы: завязка – конфликт –
кульминация – развязка;
К – проект-постановка одной
из сцен оперы.
И
Модуль
ФЦИОР
"Музыкально-театральные
жанры. Опера. Практическое
занятие"
историю
России,
осознание
своей
этнической и
национальной
принадлежнос
ти.
Л – Смысловое чтение и пение.
Присвоение
духовнонравственных ценностей.
П – оценка прослушанных
эпизодов оперы.
К – пение хором.
И - Модуль ФЦИОР "
Эпическая образность как
характерная
особенность
русской классической музыки"
Компетентно
сть в решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
осознанное и
ответственно
е отношение к
собственным
поступкам.
Конфликт.
Экспозиция,
завязка,
развитие,
кульминация,
развязка.
Плач, причет
(причитания)
Л - Присвоение духовнонравственных ценностей.
П – пение – выделение
характеристик муз. образа.
Р - эссе на тему «Плач
Ярославны»
К – работа в группах:
проанализировать
конфликтное противостояние
двух сил (русской и половецкой).
И - Видео:
Готовность и
способность
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в
нём
взаимопонима
ния.
Обобщение
представлений
о
жанре
эпической
оперы
на
примере оперы
«Князь Игорь».
Фильм-опера "Князь
(фрагменты).
5
02.10
Игорь"
7
16.10
Первая
американска
я
национальна
я
опера
«Порги
и
Бесс».
искусства, в которой серьёзной
негритянское население музыки
показано с глубоким
уважением
и
сочувствием.
1
0
13.11
Опера
«Кармен»
Ж.
Бизе.
Образ
Кармен.
Раскрытие
музыкального
образа
Кармен через песеннотанцевальные жанры
испанской музыки.
1
1
20.11
Опера
«Кармен»
Ж. Бизе.
Образы
Хозе и
Эскамильо.
Преобразование жанра
комической оперы в
новый тип музыкальнодраматического
представления.
оперном
искусстве
зарубежных
композиторов.
П - Какие черты европейской
музыки и негритянского
фольклора соединил Гершвин в
этом сочинении?
П - Прослушать, сравнить и
сопоставить разные
трактовки.
И - Видео:
Фильм-опера "Порги и Бесс"
(фрагменты).
Оперный
Знакомство с Л - осознание личностных
жанр драмы. творчеством
смыслов.
Увертюра.
французского
Р – презентация на тему: «О
Хабанера.
композитора
чём
может
рассказать
Сегидилья.
Ж. Бизе.
увертюра к опере».
П, К – работа по группам
музыкальные характеристики
персонажей.
И
Модуль
ФЦИОР
"Взаимодействие
и
взаимопроникновение
различных видов искусств.
Кармен".
Драматургия Пополнение
Л - развитие способности
оперы
– интонационног критически
мыслить,
конфликтное о тезаруса в действовать
в
условиях
противостоя процессе
плюрализма мнений.
ние.
знакомства с П
–
сравнение
разных
Непрерывное оперой.
исполнительских трактов.
симфоническо
Р - эссе на темы: Образ
е развитие в
Кармен,
Образы
Хозе
и
опере.
Эскамильо.
И - Видео:
сопереживани
е
им;
Этические
чувства
доброжелател
ьности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости
.
Презрение
к
корысти
в
человеческих
отношениях.
Презрение
к
корысти
в
человеческих
отношениях.
1
2
27.11
Р. Щедрин.
Балет
«Карменсюита»
Проанализировать
вопрос
о
современности,
затронутой в музыке
темы любви и свободы.
Новое прочтение оперы
Ж. Бизе в балете Р.
Щедрина.
Сюита.
Современная
трактовка
темы любви и
свободы.
Музыкальная
драматургия
балета
Р.
Щедрина
1
3
04.12
Сюжеты и Нравственнообразы
эстетическое
духовной
воспитание школьников
музыки.
на основе восприятия
духовных
ценностей,
запечатлённых
в
произведениях
музыкальной классики.
Сюита, фуга,
месса.
Музыка И. С.
Баха – язык
всех времён и
народов.
Полифония.
1
4
11.12
Интонация
ключ
раскрытию
образа.
Опера "Кармен" (фрагменты).
– Л – присвоение духовнок нравственных
ценностей
произведения.
П – анализ музыкальных
образов - портретов.
Р - Сопоставление фрагментов
оперы и балета.
И - Видео:
Балет
"Кармен-сюита"
(фрагменты).
Знакомство с Л
–
Актуализация
творчеством
музыкального
опыта,
немецкого
связанного с образами духовной
композитора
музыки.
И.С. Баха.
П – спеть и прослушать в
записи фрагменты знакомых
сочинений Баха.
Р – эссе: какие чувства
вызывает у Вас эта музыка?
К – разработка и обсуждение
мини-проекта «Музыка Баха в
мобильных телефонах».
Музыкально Пробудить интерес к Понятие
- Знакомство с
Л - присвоение духовное зодчество русской
духовной Духовная
творчеством
нравственных
ценностей
России.
музыке на примере музыка.
русского
музыкального искусства.
«Всенощное музыки Рахманинова.
Всенощная.
композитора
П – Открыть для себя
бдение» С.
С.
«истинно русскую народную
Рахманинов.
Рахманинова.
полифонию».
Р – сравнительный анализ
«Всенощной»
и
«Высокой
Компетентно
сть в решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
осознанное и
ответственно
е отношение к
собственным
поступкам.
Уважительно
е отношение к
иному мнению,
истории
и
культуре
других
народов;
Чувство
гордости
за
свою Родину,
освоение основ
культурного
наследия
России
и
человечества.
1
5
18.12
Рок-опера
«Иисус
Христос –
суперзвезда»
Э. Уэббер.
Выявление
особенностей
драматургии
классической оперы и
современной рок-оперы.
Жанр
рокопера.
Лирические и
драматическ
ие
образы
оперы.
Контраст
главных
образов рокоперы,
как
основа
драматургиче
ского
развития.
Знакомство с
рок-оперой
–
традиции
и
новаторство в
жанре оперы.
1
6
25.12
«Ревизская
сказка»
«Гогольсюита» А.
Шнитке.
Выявить
значение
музыки в раскрытии
драматургии действия
в спектакле «Ревизская
сказка».
Сюита.
Симфоническ
ий
театр.
Контрастнос
ть образных
сфер
театральной
музыки.
Взаимодейст
вие музыки и
литературы в
музыкальнотеатральных
Знакомство с
музыкой
А.
Шнитке. Роль
музыки
в
сценическом
действии.
мессы».
К - вокализация хоров.
И - «Всенощное бдение» С. В.
Рахманинова (фрагменты).
Л - Составить словарь
направлений современной
популярной музыки.
П
–
Сопоставление
музыкальных образов первой и
последней частей оперы; Спеть
и
прослушать
тему
«Колыбельной» (анализ).
Р – эссе на прослушанный
фрагмент
«Небом
полна
голова».
К – пение хором отрывков из
рок-оперы.
И - Видео:
Фильм-опера "Иисус-Христос суперзвезда" (фрагменты).
Л - расширение представлений
о художественной картине
мира на основе присвоения
духовно-нравственных
ценностей
музыкального
искусства;
П - познание различных явлений
жизни общества и отдельного
человека на основе вхождения в
мир музыкальных образов.
Р - провести интонационнообразный и сравнительный
анализ музыки в виде эссе.
Понимание
чувств других
людей
и
сопереживани
е
им;
Этические
чувства
доброжелател
ьности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости
.
Компетентно
сть в решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
осознанное и
ответственно
е отношение к
собственным
поступкам.
жанрах.
1
7
18
15.01
22.01
И - Видео:
"Ревизская
сказка"
концертное
исполнение
(фрагменты).
Музыканты Обобщение
Произведения Значимость
Л
активность,
– извечные представлений
сценических
музыкального
самостоятельность,
маги.
учащихся
об жанров
– творчества в креативность;
развитие
особенностях
опера, балет, жизни
способности
критически
музыкальной
рок.
человека.
мыслить,
действовать
в
драматургии
условиях плюрализма мнений.
сценической
музыки.
П - проявление устойчивого
Защита
интереса к информационноисследовательских
коммуникативным источникам
проектов.
информации
о
музыке,
литературе, изобразительном
искусстве,
кино,
театре,
умение
их
применять
в
музыкально-эстетической
деятельности.
Р
самостоятельное
определение целей и способов
решения учебных задач в
проектно-исследовательской
деятельности.
И – презентации на выбранные
темы.
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч)
Музыкальна Систематизировать
Инструмента Расширение
Л – пение – почувствовать и
я
представление
льная и
музыкального
понять
выразительное
драматурги учащихся
о вокальная
кругозора.
значение повторов.
я – развитие закономерностях
светская
Принципы
П – слушание музыки - какую
музыки.
развития музыки, о музыка,
(способы)
роль играет секвенция в
музыкальной
камерная
музыкального
развитии образа?
Способность к
саморазвитию
и
самообразован
ию.
Коммуникати
вная
компетентнос
ть в общении
и
сотрудничест
ве
со
сверстниками
в
учебноисследователь
ской
деятельности.
Эстетическое
сознание как
результат
освоения
художественн
ого наследия
драматургии на основе
актуализации
их
жизненномузыкального опыта.
музыка.
Вариация,
разработка,
секвенция,
имитация.
19
29.01
Два
направления
музыкальной
культуры.
Духовная
музыка.
Светская
музыка.
Развитие музыкальной
культуры
во
взаимодействии двух
направлений: светского
и духовного, осознание
их социальных функций.
Музыкальные
истоки
восточной
(православной
) и западной
(католическо
й) церквей:
знаменный
распев и
хорал.
Фуга.
Соната,
трио,
квартет.
20
05.02
Камерная
инструмент
альная
музыка.
Этюд.
Ф.
Шопен. Ф.
Лист.
Формировать у
учащихся
представление о
существенных чертах
эпохи романтизма на
основе осмысления
особенностей развития
музыки в камерных
жанрах. Создать на
уроке атмосферу
Камерная
музыка.
Концертный
этюд.
развития:
повтор,
варьирование,
разработка,
секвенция,
имитация.
Обобщение и
систематизац
ия
представлений
об
особенностях
драматургии
произведений
разных жанров
духовной
и
светской
музыки.
Углубление
знаний
музыкальном
жанре
этюде.
Особенности
развития
музыки
камерных
жанрах
о
–
в
-
Р, К – пение хором, в ансамбле.
И
Модуль
ФЦИОР
"Разнообразие
музыкальных
образов в симфонической и
камерно-инструментальной
музыке"
Л
–
формирование
познавательных
мотивов
учения, умений излагать своё
мнение.
П – слушание музыки – какую
роль выполняет имитация в
развитии
музыкальных
образов?
Р, К – разделившись на группы
составить
программы
концертов камерной музыки.
Оценка работ.
И - Презентация "Духовная и
светская музыка"
народов
России и мира.
Коммуникати
вная
компетентнос
ть в общении
и
сотрудничест
ве
со
сверстниками.
Готовность и
способность
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в
нём
взаимопонима
ния.
Л – слушание музыки – какие Эстетические
чувства вызвали эти пьесы?
потребности,
П – анализ прослушанных ценности и
произведений
–
средства чувства.
музыкальной выразительности.
Р
–
«Обозреватель
музыкального
журнала»
–
отзыв на концерт.
И - Видео:
Кинофильм "Шопен. Желание
светского (салонного)
музицирования.
21
12.02
Транскрипци
я.
22
19.02
Циклические
формы
инструмент
альной
музыки.
«Кончерто
гроссо» А.
Шнитке.
этюдах (эпохи
романтизма)
на
примере
творчества
Ф.Листа
и
Ф.Шопена.
Актуализировать
Понятия
Ознакомление с
музыкальный
опыт «транскрипци понятием
семиклассников
и я»,
«транскрипция
вспомнить
«интерпрета » на примере
классические
ция».
творчества
произведения в новой Характерные Ф.Шуберта,
интерпретации
для особенности
Ф.Листа,
выявления
отличий музыки эпохи Н.Паганини,
транскрипций
от романтизма. И.С.Баха.
оригинала.
Роль
Ф.
Бузони
в
развитии
пианистическ
ого
искусства.
Углубление знакомства Циклические
Обобщение
с
циклическими формы
представлений
формами музыки - музыки.
об
инструментальным
Полистилист особенностях
концертом.
ика. Рондо.
формы
Осмысление
роли
инструментал
музыки прошлого в
ьного
формировании
концерта,
музыкальной культуры
кончерто
современного
гроссо.
слушателя.
любви" (фрагмент).
Л – постижение музыки
композиторов
романтиков
через пение.
П – слушание музыки – анализ
произведений.
Р, К – подбор современных
трактовок Баха – дискуссия на
тему
«В
чём
секрет
современности
сочинений
Баха?»
И - Презентация "Этюд"
Готовность и
способность
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в
нём
взаимопонима
ния.
Л - расширение представлений
о художественной картине
мира на основе присвоения
духовно-нравственных
ценностей
музыкального
искусства.
П – сравнительный анализ
«Кочерто гроссо» и «Чаконы».
Р – эссе на тему «Настоящее и
прошлое»
И - Видео:
А.Шнитке "Кончерто гроссо" -
Расширенные
представления
о
единстве
мира
и
человеческой
культуры.
23
26.02
«Сюита
в
старинном
стиле»
А.
Шнитке.
Углубление знакомства
с
циклическими
формами музыки - и
сюитой.
Освоение
характерных
черт
стиля
современных
композиторов.
Особенности
формы
сюиты.
Музыкальная
драматургия
сюиты.
24
05.03
Соната.
«Патетичес
кая» соната
Л.
Бетховена.
Выявление содержания Форма
и идеи произведения, сонатного
выраженных
в allegro.
сонатной форме, и
понимание
особенностей развития
музыки в сонатной
форме, как отражение
жизненных
противоречий.
25
12.03
Соната
№ Расширение знаний о Закрепления
концертная запись (фрагмент).
Закрепление
Л - осознание личностных
представлений смыслов
музыкального
о
произведения
(сочетание
полистилистик разных
жанров,
стилей,
е, характерной направлений).
для
П – слушание музыки – анализ
современной
музыкальных образов.
музыки.
И - Модуль ФЦИОР "Сюита.
Сонатно-симфонический цикл"
Эстетическое
сознание как
результат
освоения
художественн
ого наследия
композитора,
творческой
деятельности
музыкальноэстетическог
о характера.
Готовность и
способность
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в
нём
взаимопонима
ния.
Углублённое
Л - развитие способности
знакомство с критически
мыслить,
музыкальным
действовать
в
условиях
жанром
плюрализма мнений.
камерной
П – слушание музыки – анализ
музыки
– муз. формы.
соната.
Р – эссе на тему –
«Контрасты,
противоречия
жизни
и
специфика
их
отражения в музыке».
К - умение вести диалог с
одноклассниками и учителем в
процессе
анализа
муз.
произведений.
И - Видео:
"Сказка о сонатной форме"
("AD LIBITUM или в свободном
полёте" (цикл бесед о музыке
М. Казиника)).
Смысл сонаты Л - осознание личностных Эстетические
11
В.
Моцарта.
Соната № 2
С.
Прокофьева.
сонате – возможность
нетрадиционной
трактовки сонатного
цикла.
понятия
сонатная
форма. Тема.
Вариация.
Менуэт.
Финал.
как
самого
действенного,
драматизирова
нного
вида
музыкальной
драматургии,
на
примере
музыки
С.
Прокофьева и
В. Моцарта.
Углублённое
знакомство с
музыкальным
жанром
симфонией.
Расширение
представлений
об
ассоциативнообразных
связях музыки с
другими
видами
искусства.
26
19.03
Симфония.
Симфонии
И. Гайдна,
В. Моцарта.
Осмысление принципа
симфонизма,
как
категории
музыкального
мышления.
Четыре
части
симфонии
воплощающие стороны
жизни человека.
Симфония.
Симфония в
творчестве
венских
классиков.
Строение
симфоническо
го
произведения.
27
02.04
Симфонии
С.
Прокофьева,
Л.
С.
Прокофьев
традиции
и
новаторство.
Л.
Бетховен
–
тема
Тождество и Закрепление
контраст – понимания
основные
сонатного
формы
аллегро
смыслов
музыкального потребности,
произведения.
ценности и
П – слушание музыки и анализ чувства.
муз. формы.
Р – эссе – «Традиция и
новаторство
в
сонатной
форме»
И - Видео:
"Рондо в турецком стиле" Венский оркестр Моцарта.
Л - развитие способности
критически
мыслить,
действовать
в
условиях
плюрализма
мнений,
прислушиваться к другим и
помогать
им,
брать
ответственность за себя и
других в коллективной работе;
П – слушание музыки и
размышление о ней.
Р, К – разделившись на группы
подготовить мини-проекты о
симфонии в целом, симфонии
Гайдна
и
40
симфонии
Моцарта.
И - Модуль ФЦИОР "Сюита.
Сонатно-симфонический цикл.
Практика".
Л - осознание личностных
смыслов
музыкальных
произведений.
в П – слушание музыки и
Эстетическое
сознание как
результат
освоения
художественн
ого наследия
композитора.
Готовность и
способность
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в
нём
взаимопонима
ния.
Понимание
чувств других
людей
и
сопереживани
Бетховена.
судьбы. Продолжение развития
знакомства
с музыки
симфоническим
симфонии.
творчеством.
симфонии
на
в основе
драматургичес
кого развития
музыкальных
образов.
28
09.04
Симфонии
Ф.
Шуберта, В.
Калинникова
Особенности развития
музыкальных образов и
представление о жанре
симфонии как романе в
звуках
в
музыке
композиторовромантиков.
Симфония в
эпоху
романтизма.
Строение и
развитие
музыкальных
образов
в
сонатносимфоническо
м цикле.
Знакомство с
симфоническим
творчеством
Ф. Шуберта и
В. Калинникова.
29
16.04
Симфонии
П.
Чайковского
,
Д.
Шостакович
а.
П. Чайковский – урок
постижения симфонии
№5. Д. Шостакович симфоническая музыка,
как документ эпохи.
Строение и
развитие
музыкальных
образов
в
сонатносимфоническо
м цикле.
Знакомство с
симфоническим
творчеством
П.
Чайковского, Д.
Шостаковича.
30
23.04
Симфоничес
Закрепление
Симфоническ
Знакомство
с
размышление о ней.
Р – эссе «Судьба властвует над
человеком или человек над
судьбой?»
И - Видео:
Кинофильм "Переписывая
Бетховена" (фрагмент)
Л - осознание личностных
смыслов
музыкальных
произведений.
П – слушание музыки и
размышление о ней.
Р , К – разделившись на группы
обсуждение темы "Лирический
герой"
И - Модуль ФЦИОР
"Симфонические музыкальные
жанры. Симфония"
Л – пение - осознание
личностных
смыслов
музыкальных произведений.
П – слушание музыки и
размышление о ней.
Р – сравнительный анализ, в
форме эссе, симфонии №5
Чайковского и симфонии №5
Бетховена.
И - Видео:
Кинофильм "Ленинградская
симфония" (фрагменты).
Л - осознание личностных
е
им.
Этические
чувства
доброжелател
ьности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости
.
Целостный,
взгляд на мир в
его
органичном
единстве
и
разнообразии
природы
и
народа.
Чувство
гордости
за
свою Родину,
компетентнос
ть в решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора.
Эстетическое
кая картина
«Празднест
ва»
К.
Дебюсси.
Инструмен
тальный
концерт.
31
30.04
Концерт для
скрипки
с
оркестром
А.
Хачатуряна.
«Рапсодия в
стиле блюз»
Дж.
Гершвин
32
07.05
Музыка
народов
мира.
представления
об
импрессионизме
на
основе
сравнения
музыкального
языка
«Празднеств»
с
другими
знакомыми
произведениями русских
и
зарубежных
композиторов на тему
праздника.
ая картина.
Представлени
е
о
музыкальном
стиле
«импрессиони
зм».
Ноктюрн.
Инструмента
льный
концерт
трехчастная
форма,
характерная
для жанра.
Определение образного Концерт.
строя
знакомых Рапсодия.
концертов
Блюз.
(инструментальных и Симфоджаз.
хоровых). Углубление
знакомства
с
творчеством
американского
композитора
Дж.
Гершвина на примере
«Рапсодии в стиле
блюз».
музыкой
К.
Дебюсси.
Продолжение
знакомства с
жанром
инструментал
ьного
концерта.
смыслов
музыкальных
произведений.
П – слушание музыки и
размышление о ней.
Р – подготовить вопросы для
анализа фрагментов известных
концертов.
К – дискуссия по заданным
вопросам.
И - Модуль ФЦИОР
"Инструментальная музыка.
Концерт. Симфония"
сознание как
результат
освоения
художественн
ого наследия
композитора,
творческой
деятельности
музыкальноэстетическог
о характера.
Знакомство с
музыкой
А.
Хачатуряна.
Закрепление
понятий
о
жанре
рапсодии
на
примере
сочинений Дж.
Гершвина.
Целостный,
социально
ориентирован
ный взгляд на
мир в его
органичном
единстве и
разнообразии
природы,
народов,
культур и
религий.
Систематизация
жизненномузыкального
опыта
учащихся на основе
восприятия
и
Обобщение
представления
о
выразительных
возможностях
Л - осознание личностных
смыслов
музыкальных
произведений.
П – слушание музыке и
размышление о ней.
Р, К – создание музыкальнолитературной композиции о
музыке своего края.
И - Видео:
"Rhapsody in blue" (Летний
гала-концерт в Графенеге)
Мультфильм "Фантазии
Диснея"
Л
–
формирование
толерантности к музыкальной
культуре разных народов.
П – пение и слушание народных
песен.
Наигрыш.
Народные
инструменты
.
Знакомство с
Целостный,
социально
ориентирован
ный взгляд на
мир
в
его
исполнения обработок известными
в современной
мелодий
разных исполнителям музыкальной
народов.
и
музыки культуре.
народной
традиции.
Р – эссе моя любимая народная
песня(танец, музыка).
К – хоровое пение.
И – Презентация: «Музыка
народов мира»
Л
активность,
самостоятельность,
креативность, способность к
адаптации
в
условиях
информационного общества.
П – слушание музыки и
размышление о ней.
Р, К – презентация на тему
«Хит
–
парад:
мои
музыкальные предпочтения»
И - Видео:
Видеозаписи мюзиклов, рокопер, концертов (фрагменты)
Л
активность,
самостоятельность,
креативность;
развитие
способности
критически
мыслить,
действовать
в
условиях плюрализма мнений.
П - проявление устойчивого
интереса к информационнокоммуникативным источникам
информации
о
музыке,
литературе, изобразительном
искусстве,
кино,
театре,
умение
их
применять
в
33
14.05
Популярные
хиты
из
мюзиклов и
рок-опер.
Расширение знаний о
роли лёгкой и серьёзной
музыки в развитии
музыкальной культуры
разных стран мира.
Закрепление
понятий
–
«Мюзикл»,
«Рок-опера»,
«Хит».
Актуализация
слухового
опыта
школьников.
Использование
современного
музыкального
языка,
исполнителей,
музыкальных
инструментов.
34
21.05
Исследоват
ельский
проект.
Защита
исследовательских
проектов.
Защита
самостоятел
ьных работ.
Значимость
музыкального
творчества в
жизни
человека.
органичном
единстве
и
разнообразии
природы,
народов,
культур
и
религий.
Эстетическое
сознание как
результат
освоения
художественн
ого наследия
народов
России и мира,
творческой
деятельности
музыкальноэстетическог
о характера.
Способность к
саморазвитию
и
самообразован
ию;
Коммуникати
вная
компетентнос
ть в общении
и
сотрудничест
ве со
сверстниками
29.05
«Пусть
музыка
звучит!»
Итоговый
урок.
«Великое
искусство Музыкотерапи
требует
великих я.
читателей,
великих
слушателей,
великих
зрителей» Д.С. Лихачёв
Обобщение
представлений
учащихся о
значении
музыкального
искусства в
жизни
человека.
Воздействие
музыкальных
звуков на
эмоциональнообразную
сферу человека.
музыкально-эстетической
деятельности.
Р
самостоятельное
определение целей и способов
решения учебных задач в
проектно-исследовательской
деятельности.
И – презентации на выбранные
темы.
Л – осознание личностных
смыслов
музыкальных
произведений.
П – слушание музыки и
размышление о ней.
И - Видео:
"Сила музыки", "Музыка
исцеляет", "Орфическая
музыка", "Физика музыки" фрагменты передачи
"Абсолютный слух"
в учебноисследователь
ской
деятельности;
Эстетические
потребности,
ценности
и
чувства.
Этические
чувства
доброжелател
ьности
и
эмоциональнонравственной
отзывчивости
;
понимание
чувств других
людей
и
сопереживани
е им.
Перечень УМК и материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 7 класс» авторов Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М.,
Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс».М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 7 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 7 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных
спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых
коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.
Заключение
В результате моей работы цель достигнута. Для воплощения основной
системы ведущих целевых установок образования через специфику
предмета и эффективного использования УУД, раскрытия творческих
и музыкальных способностей учащихся на уроках Музыки, учитель
должен:
Уметь грамотно составлять
планирование с учётом УУД;
календарно-тематическое
Знать цели, задачи и планируемые результаты;
Владеть навыками формирования УУД
музыкально-практической деятельности;
на
всех
видах
Уметь структурировать музыкальный материал;
Владеть различными технологиями преподавания предмета
«Музыка»;
Организовать урок так, чтобы учащиеся самостоятельно
поставили целевую установку;
Уметь построить образовательный процесс
индивидуальных особенностей учащегося (класса);
с
учётом
Уделять время для внеурочной деятельности с отстающими
или талантливыми детьми;
Придерживаться
оценивания;
разноуровневого
подхода
в
системе
Владеть навыками ПК и использовать ИКТ и ЭОР на уроках;
Иметь хорошее материально-техническое и методическое
обеспечение кабинета.
В процессе изучения программы и материалов курсов мною были
приобретены следующие профессиональные компетентности:
Психолого-педагогическая
Музыкально-теоретическая
Общехудожественные
Методические
Просветительские
Информационно-коммуникационные
Инновационные
Основным подходом в обучении ФГОС должна быть деятельность:
труд – игра – учение. На уроках Музыки – это музыкальнопрактическая деятельность, которая неизменно ведёт к духовному
результату – воспитывает духовно-нравственную и культурную
личность.
В соответствии с деятельностным подходом, основанном на УУД,
итогом которой являются планируемые результаты, разработана
система уровневого подхода к итоговой оценке: «Ученик научится»
(базовый уровень) и «Ученик получит возможность научиться»
(повышенный уровень). Система оценки достижения планируемых
результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку всех трёх групп результатов
образования: личностных, метапредметных и предметных.
В процессе музыкального развития семиклассников необходимо
учитывать
особенности подросткового возраста (гормональная
перестройка организма), что сказывается на голосе во время пения.
Подростков отличают более широкие по сравнению с младшими
школьниками
познавательные
возможности,
повышенная
любознательность и творческая активность, это стимулирует их к
выходу за пределы учебной программы, для них чрезвычайно важен
опыт самостоятельной работы. Такая работа проявляется в
различной проектной деятельности индивидуальной и групповой, в
организации (составление сценариев, подбор музыкального материала)
классных и школьных мероприятий. Важнейшим этапом работы с
семиклассниками является формирование навыков рефлексии. Таким
образом, в результате обучения, учащиеся приобретут новые
социально-личностные,
интеллектуальные,
общекультурные
и
коммуникативные компетенции.
Задача учителя, состоит в том, чтобы на уроках Музыки в различных
видах деятельности, в основном музыкально-практической, помочь
учащемуся раскрыть свои способности, и потом направить его
внимание в ту область, в которой его способности проявились бы с
большей силой. Формируя УУД, используя разные технологии
преподавания и творчески подходя к развитию различных
способностей у учащихся, учитель сможет помочь любому ученику
реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую
личность.
Методологической основой данной работы явились труды А.Г.
Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской «Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли». Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Уроки музыки. Поурочные
разработки. 7 класс. Исследования учёных в области теории, методики
и практики музыкального образования: Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин,
Ю.Б. Алиев, Л.А. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.А. Ветлугина,
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.
Литература
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. / Григорьев Д.В., Степанов П.В. — М.:
Просвещение, 2010.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012
года № 273–ФЗ).
3. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 кл. / Л.Л.
Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б.
Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г.
№ 03-255 “О введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования”
5. Примерные программы основного общего образования. Искусство М.: Просвещение, 2010.
6. Сборник Рабочих программ. Музыка. Искусство 5 – 9 классы / Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013.
7. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. / Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская. - М.: Просвещение, 2013.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. Система заданий./ (А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы
1. http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
2. http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научноисследовательский институт информационных технологий и
телекоммуникаций».
3.http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов.
4. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов
Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
7.http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей»