Информатика 9 класс

Приложение 1

МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
информатика и ИКТ

Класс 9
ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В.

Будогощь

предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного
поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ;
Предметные результаты включают в себя:
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения
специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения
информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
3

 развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования
и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и
циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы основного общего образования уточняют и
конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиции организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной
программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий
в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике
«Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения
опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты
потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую
оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или
задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий
в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих
опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность
научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и
способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами
учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы
итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
 декодировать и кодировать информацию при заданных правилах
кодирования;
 оперировать единицами измерения количества информации;
4

 оценивать количественные параметры информационных объектов
и процессов (объём памяти, необходимый для хранения
информации; время передачи информации и др.);
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
 составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;
определять значение логического выражения; строить таблицы
истинности;
 анализировать информационные модели (таблицы, графики,
диаграммы, схемы и др.);
 перекодировать информацию из одной пространственнографической или знаково-символической формы в другую, в том
числе использовать графическое представление (визуализацию)
числовой информации;
 выбирать форму представления данных (таблица, схема, график,
диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
 строить простые информационные модели объектов и процессов
из различных предметных областей с использованием типовых
средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать
адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
 углубить и развить представления о современной научной картине
мира, об информации как одном из основных понятий
современной науки, об информационных процессах и их роли в
современном мире;
 научиться определять мощность алфавита, используемого для
записи сообщения;
 научиться оценивать информационный объём сообщения,
записанного символами произвольного алфавита
 переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и
шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему
счисления;
 познакомиться с тем, как информация представляется в
компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов,
графических изображений, звука;
 научиться решать логические задачи с использованием таблиц
истинности;
 научиться решать логические задачи путем составления
логических выражений и их преобразования с использованием
основных свойств логических операций.
 сформировать представление о моделировании как методе
научного познания; о компьютерных моделях и их использовании
для исследования объектов окружающего мира;
5

 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при
описании реальных объектов и процессов
 научиться строить математическую модель задачи – выделять
исходные данные и результаты, выявлять соотношения между
ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его
применения; анализировать предлагаемые последовательности
команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как
дискретность,
детерминированность,
понятность,
результативность, массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование»,
«ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи
алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель»,
«среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и
системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с
заданной системой команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не
превышает заданное;
 ученик научится исполнять записанный на естественном языке
алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом
языке.
 исполнять
алгоритмы
c
ветвлениями,
записанные
на
алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих
цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших
циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 разрабатывать и записывать на языке программирования короткие
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
 исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для
формального исполнителя с заданной системой команд;
 составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для
формального исполнителя с заданной системой команд;
6










определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих
решение поставленной задачи, которые могут быть составлены
для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке
символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он
предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические
алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование
всех элементов массива; суммирование элементов массива с
определёнными индексами; суммирование элементов массива, с
заданными свойствами; определение количества элементов
массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/
наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования
эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические
конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
 называть функции и характеристики основных устройств
компьютера;
 описывать виды и состав программного обеспечения современных
компьютеров;
 подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой
задаче;
 оперировать объектами файловой системы;
 применять основные правила создания текстовых документов;
 использовать
средства
автоматизации
информационной
деятельности при создании текстовых документов;
 использовать
основные приёмы обработки информации в
электронных таблицах;
 работать с формулами;
 визуализировать соотношения между числовыми величинами.
 осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
 основам организации и функционирования компьютерных сетей;
 составлять запросы для поиска информации в Интернете;
 использовать основные приёмы создания презентаций в
редакторах презентаций.
Ученик получит возможность научиться:
7

 научиться систематизировать знания о принципах организации
файловой системы, основных возможностях графического
интерфейса
и
правилах
организации
индивидуального
информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях
программного обеспечения компьютера; приобрести опыт
решения задач из разных сфер человеческой деятельности с
применение средств информационных технологий;
 научиться проводить обработку большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы;
 расширить представления о компьютерных сетях распространения
и обмена информацией, об использовании информационных
ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм, требований информационной безопасности;
 научиться оценивать возможное количество результатов поиска
информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
 познакомиться с подходами к оценке достоверности информации
(оценка надёжности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т. п.);
 закрепить представления о требованиях техники безопасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со
средствами информационных и коммуникационных технологий;
 сформировать понимание принципов действия различных средств
информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.

8

суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка
массива. Решение задач с использованием массивов.
Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма методом
последовательного
уточнения
для
исполнителя
Робот.
Запись
вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции
Алгоритмы управления
Тема «Обработка числовой информации»
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные
режимы работы ЭТ Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Встроенные функции. Логические функции. Организация вычислений в ЭТ.
Сортировка и поиск данных. Диаграмма как средство визуализации данных.
Построение диаграмм.
Тема « Коммуникационные технологии»
Локальные и глобальные компьютерные сети Как устроен Интернет. IP-адрес
компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое
коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Технологии создания сайта.
Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в
Интернете.
Повторение
Информация и информационные процессы.
Файловая система персонального компьютера.
Системы счисления и логика.
Передача информации и информационный поиск.

9

Тематические и итоговые контрольные работы
№ Тематика

Контрольна

Проверочна

Самостоятельна

я работа

я работа

я работа

количество работ по теме
1

2

3

4

5

Тема
«Моделирование и
формализация»
Тема «
Алгоритмизация и
программирование»
Тема « Обработка
числовой
информации»
Тема
Коммуникационны
е технологии
Итоговое
повторение

1

2

1

1

1

2

1

1

10

1

1

1

3

 быть в максимальной степени ориентированы на реализацию
потенциала предмета в достижении современных образовательных
результатов;
 конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи:
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики
за счет развития представлений информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества;
 формирование понимания роли информационных процессов в
современном мире;
 совершенствование общеучебных и общекультурных навыков
работы с информацией процессе систематизации и обобщения
имеющихся и получения новых знаний, умений и способов
деятельности в области информатики и ИКТ;
 развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
школьников;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 воспитание стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях
протекания информационных процессов в системах различной природы, а
также методах и средствах их автоматизации.
В содержании курса информатики 9 класса основной школы
целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ
информатики, формировании информационной культуры, развитии
алгоритмического мышления.
Курс информатики 9 класса основной школы является частью
непрерывного курса информатики. Начиная с 7-го класса обучающиеся
получали и закрепляли технические навыки владения ИКТ-компетентностью,
развивали их в рамках применения при изучении всех предметов.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса
Формы
организации
познавательной
деятельности
учащихся
подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения,
учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных
способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих
технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемнодиалогического обучения, технология межличностного взаимодействия,
11

технология развивающего обучения, технология опережающего обучения,
здоровьесберегающие технологии.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и
позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по
следующим компонентам:

12

4. Ресурсы сайта http://kpolyakov.spb.ru
Оборудование







Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает
работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет
вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы
со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами –
клавиатура и мышь.

Программное обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».