Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу по выбору
«Русский язык: от простого к сложному»
для 9-х классов
Рабочую программу составил(а):
учитель _Тарасенко Н.П.____________________
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными
средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически - словесной переработки готовых знаний:
составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по
идейному и фактическому содержанию не противоречат дуг другу. Под оценивающей
деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и
произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом
развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует.
Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на
мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по - настоящему культурному человеку сегодня также
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и
письменно. А развитие личности- это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11 - м классе говорится, что часть С небольшое сочинение - рассуждение - предназначено для проверки не только
подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того,
сочинение - рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научит писать сочинение, а особенно сочинение - рассуждение или
сочинение - размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки , техники
или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение - рассуждение как жанр и
вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только
учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на
ЕГЭ;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения - рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно - методических материалах по русскому языку и анализе
результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится
на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения
занятий: урок - лекция с элементами исследовательской деятельности, урок - практикум,
урок - комплексного применения знаний.
Основныеорганизационные формы вовлечения учащихся в в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально - деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ);
3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в
соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение – рассуждение
как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11
классе»
2. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения –
рассуждения.
3. Вступление. Роль вступления в сочинении – рассуждении. Формы вступлений.
4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.
Соотношение тематики и проблематики текста.
5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем,
рассматриваемых авторами в исходных текстах.
6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.
7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной
позиции.
8. Заключительная часть сочинения.
9. Типы ошибок.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту художественного
стиля.
2. Публицистический стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту
публицистического стиля.
3. Научно – популярный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту научно –
популярного стиля.
4. Экспертная оценка творческих работ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста
типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и
интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения
данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Тематическое планирование .
№
Дата
Дата
п/п
1
план
факт
2
Темы уроков
Требования к части С ЕГЭ по русскому
языку
3
Орфографическая и пунктуационная
грамотность. Типы ошибок
(грубые/негрубые)
Соблюдение языковых и речевых норм
4
5
Композиция сочинения - рассуждения
Как правильно понять исходный текст
6
«Расшифровка» информации текста
Роль вступления и заключения в
сочинении - рассуждении
7
Вступление сочинения - рассуждения. Как
начать?
8
Тема и проблема текста. Как определить
проблему?
9
Формулировка основной проблемы
исходного текста
Формулировка основной проблемы
исходного текста
Позиция автора и способы её выражения
10
11
12
13
Позиция автора и способы её выражения
Как выразить собственное мнение по
выявленной проблеме
14
Что такое аргумент? Типы аргументации в
изложении собственной позиции
15
Что такое аргумент? Типы аргументации в
изложении собственной позиции
Тип урока
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Практикум
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
16
17
Заключение сочинения - рассуждения
Работа по тематическим блокам
Практикум
Комплексное
применение знаний