Курс по выбору «Русский язык- от простого к сложному»

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу по выбору
«Русский язык: от простого к сложному»
для 9-х классов

Рабочую программу составил(а):
учитель _Тарасенко Н.П.____________________

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными
средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически - словесной переработки готовых знаний:
составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по
идейному и фактическому содержанию не противоречат дуг другу. Под оценивающей
деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и
произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом
развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует.
Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на
мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по - настоящему культурному человеку сегодня также
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и
письменно. А развитие личности- это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11 - м классе говорится, что часть С небольшое сочинение - рассуждение - предназначено для проверки не только
подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того,
сочинение - рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научит писать сочинение, а особенно сочинение - рассуждение или
сочинение - размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки , техники
или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа факультативного курса «Сочинение - рассуждение как жанр и
вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только
учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели курса:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на
ЕГЭ;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения - рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по факультативному курсу
Программа базируется на учебно - методических материалах по русскому языку и анализе
результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного
процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится
на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения
занятий: урок - лекция с элементами исследовательской деятельности, урок - практикум,
урок - комплексного применения знаний.
Основныеорганизационные формы вовлечения учащихся в в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально - деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. Промежуточный (проводится в форме творческих работ);
3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в
соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Программа рассчитана на 17 часов и адресована учащимся 11 класса.
Содержание программы
Теоретический аппарат курса.
1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение – рассуждение
как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11
классе»
2. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения –
рассуждения.
3. Вступление. Роль вступления в сочинении – рассуждении. Формы вступлений.
4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.
Соотношение тематики и проблематики текста.
5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем,
рассматриваемых авторами в исходных текстах.
6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.
7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной
позиции.
8. Заключительная часть сочинения.
9. Типы ошибок.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту художественного
стиля.
2. Публицистический стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту
публицистического стиля.
3. Научно – популярный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту научно –
популярного стиля.
4. Экспертная оценка творческих работ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа факультативного курса предусматривает обучение конструированию текста
типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и
интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и
основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения
данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Тематическое планирование .
№

Дата

Дата

п/п
1

план

факт

2

Темы уроков

Требования к части С ЕГЭ по русскому
языку

3

Орфографическая и пунктуационная
грамотность. Типы ошибок
(грубые/негрубые)
Соблюдение языковых и речевых норм

4
5

Композиция сочинения - рассуждения
Как правильно понять исходный текст

6

«Расшифровка» информации текста
Роль вступления и заключения в
сочинении - рассуждении

7

Вступление сочинения - рассуждения. Как
начать?

8

Тема и проблема текста. Как определить
проблему?

9

Формулировка основной проблемы
исходного текста
Формулировка основной проблемы
исходного текста
Позиция автора и способы её выражения

10
11

12
13

Позиция автора и способы её выражения
Как выразить собственное мнение по
выявленной проблеме

14

Что такое аргумент? Типы аргументации в
изложении собственной позиции

15

Что такое аргумент? Типы аргументации в
изложении собственной позиции

Тип урока

Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Практикум

Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности
Лекция с элементами
практической
деятельности

16
17

Заключение сочинения - рассуждения
Работа по тематическим блокам

Практикум
Комплексное
применение знаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».