05.12.2024
Родился Александр Семёнович Гуцалов в 1917 году в г. Актюбинске Казахской ССР. Там же закончил школу. После переезда семьи в г. Тихорецк Ростовской области он окончил ФЗУ при Тихорецком паровозоремонтном заводе, потом работал там же токарем по металлу.
В 1939г. закончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Некоторое время работал инструктором в школе пилотов в г. Энгельсе и в г. Ижевске.
В 1941г. был призван в действующую армию и зачислен 689 авиационный полк ночных бомбардировщиков, затем переведён в отдельную истребительную группу, где служил до декабря 1942 г. С сентября 1943 г. служил в 845 ИАП, где был командиром эскадрильи, а затем штурманом полка в звании майора.
До 3 июля 1942 г. на самолете ПО-2 ночами выполнил:
· вылетов – 246
· сбросил бомб – 24.309 кг
· перевёз продовольствия в окружение – 792 кг
· листовок – 700.000 штук
· взорвал 7 складов с боеприпасами
· уничтожил несколько сотен немцев
При работе в составе 845 ИАП выполнил:
· около 300 боевых вылетов
· сбил более 15 самолётов противника.
Был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и медалями. В 1977 г. Совет Ветеранов 845 Краснознаменного истребительного авиационного Рижского полка учредил нагрудный знак «Ветеран Волховского фронта – участник битвы за Ленинград 1941-1944 гг.» и удостоил им посмертно Гуцало А.С.
28.01.1946 г. скончался после тяжёлой болезни, похоронен в г. Пилач в Польше. Посмертно присвоено Звание Героя Советского Союза.
Воспоминания боевых товарищей о Гуцалове А.С.
«Я помню его коренастым красивым блондином, весельчаком и балагуром, любимцем всего личного состава части. Он прекрасно знал технику, обладал беспредельной смелостью и настойчивостью в выполнении боевых заданий командования. Из многочисленных боёв с немцами всегда выходил победителем. Летал на самолётах ПО-2, ЯК-1, ЯК-7, ЛА-5. Им лично и в групповых боях сбито 15 самолётов противника». (Из письма Сидорова А.И., ветерана войны и труда, г. Щёлково)
«Это был очень грамотный и отважный лётчик, человек доброй души. Мы все его очень любили и уважали». (Из письма Полякова И.Л, г. Гомель)
В.Ф. Полуновский - Герой Советского Союза – написал о летчике: «С Сашей Гуцаловым мне пришлось воевать на Волховском фронте с конца 1942 г по март 1944 г. В начале в качестве лётчиков - разведчиков на самолётах И-16, затем на самолётах ЯК-1, ЯК-7б как ударные лётчики - истребители. В начале зимы 1942 г. он был лётчиком ночных ближних бомбардировщиков на самолёте - ПО-2, действовал в районе между г. Новгородом и г. Чудово. Встретились мы в эскадрильи разведчиков. В нашу задачу входило – разведать расположение врага, его техники».
Близоруков
Борис Леонидович - ветеран 845 ИАП пишет: «Мне
посчастливилось быть сослуживцем Гуцалова А.С, соратником в боевых действиях по
полку. Человек он был замечательный, настоящий боевой товарищ. Не случайно ему
доверяли водить в бой звенья (четвёрку самолётов)».
Войтенко
П.И., проживающий в г. Ленинграде, очень много рассказал о Гуцалове А.С, о его
боевых подвигах: «В одном из полётов на
самолете И-16 во время Любанской операции у Гуцалова отсоединилась рычага
управления мотором. Создалась аварийная ситуация. Александру пришлось управлять
левой рукой, при помощи тяги (а тяга тоньше карандаша). Это было нелегко. Во-первых,
нужно было нагибаться вниз и влево, что затрудняло наблюдение; во-вторых, нужны
были большие физические усилия; в-третьих, всё нужно было делать наоборот: при
увеличении оборотов тянуть тягу на себя, при уменьшении - от себя. Благодаря
самообладанию и мужеству, Александр привёл самолёт на аэродром и искусно
произвёл посадку. За этот поступок Гуцалов был награждён медалью "За
боевые заслуги"
Одному из классов Будогощской школы было присвоено имя Гуцалова А.С. Ребята с честью несли имя героя, становясь на протяжении нескольких лет победителями и призерами в различных мероприятиях и конкурсах. Проводили встречи с ветеранами, вели переписку с сослуживцами отважного лётчика, создали альбом о нём.
845-Й КРАСНОЗНАМЕННЫЙ РИЖСКИЙ
ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК.
Летчики 845 ИАП, защищая Ленинградское небо, в течение 20 месяцев совершали боевые вылеты с фронтового аэродрома п. Будогощь (с мая 1942г. по декабрь 1943г). Полк входил в состав 269 истребительной авиационной Новгородской дивизии 14 Воздушной Армии Волховского фронта.
845 ИАП - командир полка капитан Моторный. Летный состав в основном молодой, не имеющий боевого опыта, но руководящий состав – уже опытные летчики. Инженерно-технический состав полка укомплектован полностью из опытных людей, они умели обслуживать самолеты в боевых условиях.
В полку были 27 самолётов типа ЯК-1: в этот период лётчики 845 ИАП провели 23 воздушных боя, сбили 17 самолётов противника. Также произвели 619 самолётовылетов.
В воздушных боях отличились лётчики: старший лейтенант Полуновский В.Ф. (сбил 4 самолёта противника, был отличным воздушным разведчиком; был представлен к званию Героя Советского Союза, но в дальнейшем был сбит над территорией, занятой противником и в тяжелом состоянии попал в плен; после освобождения территории был освобожден из плена и возвратился в свою часть; после находился в запасе), герой Советского Союза; лейтенант Гвановский (молодой лётчик, сбил 4 самолёта противника, отличный воздушный разведчик, после войны полковник Советской Армии), капитан Лукин В.Л. (сбил 6 самолётов противника, в конце войны у было присвоено звание Героя Советского Союза, умер в 1946 г.), младший лейтенант Бицаев С. (молодой лётчик, сбил 4 самолёта противника, в конце войны присвоено звание Герой Советского Союза), младший лейтенант Поправка А.С. (молодой летчик, сбил 7 самолетов противника).
Описанные боевые действия проведены в воздушном пространстве Киришского района.
Много потерь несли летчики в тот период, только за период с июня 1942 года по декабрь 1943 года во время базирования полка на аэродроме п. Будогощь погибло 27 лётчиков. На братском кладбище посёлка установлен обелиск с именами погибших лётчиков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2025
Дата обновления: 10.01.2025
Дата публикации: 05.12.2024