Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227-08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08
О НЕДОПУЩЕНИИ НЕЗАКОННЫХ СБОРОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
В целях недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей (законных
представителей) учащихся общеобразовательных организаций Минобрнауки России в
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации было направлено
письмо от 13 сентября 2013 г. N НТ-885/08 "О комплексе мер, направленных на
недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся
общеобразовательных организаций" и создан сервис обратной связи netpoboram@mon.gov.ru для сообщений граждан.
Вместе с тем, в адрес Минобрнауки России продолжают поступать жалобы о
взимании денежных средств в общеобразовательных организациях на различные цели, в
том числе на приобретение учебников и учебных пособий, нужды школы и прочие
"добровольные пожертвования". Кроме того, по данным Следственного комитета
Российской Федерации в некоторых субъектах Российской Федерации сохранилась
практика незаконного взимания с родителей (законных представителей) учащихся
общеобразовательных организаций денежных средств на ремонт зданий, оплату
содержания службы безопасности, материально-техническое обеспечение и оснащение
образовательного процесса, а также другие нужды.
Минобрнауки России еще раз обращает внимание на то, что в соответствии со
статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение
государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного
дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях,
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях,
обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных
организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая
расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения,
игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных
услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей)
обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах
соответствующего федерального государственного образовательного стандарта
образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых
осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской
Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях" родители (законные
представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или

объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том
числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
Также обращаем внимание на то, что в соответствии со статьями 7 и 93
Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере
образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную
деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей
территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны
реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей
(законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить
проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие
меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.
Дополнительно Минобрнауки России рекомендует актуализировать работу "горячей
линии" по вопросам недопущения незаконных сборов денежных средств с родителей
(законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций.
В.Ш.КАГАНОВ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на
общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях.
Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной
помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.
Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны
администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов,
фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду,
где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь
в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую
сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения.
ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ!
1. Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся,
воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной
помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также
созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских
комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских
взносов и благотворительных средств.
Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится
к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением
Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях".
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно

производиться на расчетный счет образовательного учреждения.
Согласно Гражданскому кодексу РФ договор пожертвования следует заключать в
письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость
дара превышает три тысячи рублей, а также, если договор содержит обещание дарения в
будущем.
Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по
содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому
обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет,
попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения,
вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя
самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей,
посещающих данное учреждение.
2. Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе:
- требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;
- требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа,
свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.
3. Благотворитель имеет право:
- в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на
расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем
целевое назначение перечисленных денежных средств;
- получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и
возможности контроля за процессом расходования внесенных благотворителем
безналичных денежных средств или использования имущества, предоставленного
благотворителем учреждению;
- получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению
безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и
расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном
сайте образовательного учреждения;
- обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных
средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке и (или) в
судебном порядке;
- сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии
противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц по телефону
"горячей линии" в Министерстве образования и науки Челябинской области (тел.
(8351)264-60-95, понедельник с 10.00 до 11.00) или телефонам "горячих линий" в органах
местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в
контрольно-надзорные, правоохранительные органы.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ЗАКОН И ГОСУДАРСТВО НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ.
НЕТ ПОБОРАМ!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».