Приложение 1
МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физиеской культуре
Класс 10-11
ФИО педагога – разработчика программы
Будогощь
Полевова О.Н.., Сопрун Е.В.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета .
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных
учреждений РФ всего на изучение физической культуры в 10-11классах
выделяется 204 ч, (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать
школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют
двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки
успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны,
устанавливают минимальное содержание образования, которое в
обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком,
оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету
«Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым
уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены соответственно метапредметными, предметными и
личностными результатами.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности качественных универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в
познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные
на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве
с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного
процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры,
способствующего развитию целостной личности человека, сознания
и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего свободу выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую
сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового
образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного
(отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к
людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в
состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих
целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление
осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать
собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное
выполнение учебных заданий, осознанное
стремление к освоению новых знаний и умений, качественно
повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе
учебной деятельности, активное использование занятий физической
культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии
с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование
физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно
важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и
эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать
и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до
собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных
форм занятий физической культурой, их планирования и
содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и
физических упражнений из базовых видов спорта и
оздоровительной физической культуры, активное их использование
в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение
способами
наблюдения
за
показателями
индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой
двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением
самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в
разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского
движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и
дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры
в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением
здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте
физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при
организации совместных занятий физической культурой,
доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся,
независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых
двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать
технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение
к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания
по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест
занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия
профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать
физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на
будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической
культурой по формированию телосложения и правильной осанки,
подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической
нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
способность
организовывать самостоятельные занятия по
формированию
культуры
движений,
подбирать
упражнения
координационной, ритмической и пластической направленности,
режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
способность
вести наблюдения за динамикой показателей
физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с
общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической
культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими
упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их
организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из
видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
•способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой
с различной педагогической направленностью, регулировать
величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и
индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению
новых двигательных действий и развитию основных физических
качеств, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий.
Личностные
результаты отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе
освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные
свойства проявляются прежде всего в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью,
накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов
в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях
физического развития и физической подготовленности, о
соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального
здоровья и о функциональных возможностях организма, способах
профилактики заболеваний и перенапряжения средствами
физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения
занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной
направленности, составлению содержания занятий в соответствии с
собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру
общения и взаимодействия в процессе занятий физической
культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в
их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во
время совместных занятий физической культурой и спортом,
разрешать спорные проблемы на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное
сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
умение
содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к
занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при
разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках
принятых норм и представлений посредством занятий физической
культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и
непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам
развития современных оздоровительных систем, обобщать,
анализировать и творчески применять полученные знания в
самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель
и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью,
излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия
с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных
умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в
различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических
упражнений
различной
функциональной
направленности,
технических действий базовых видов спорта, а также применения их в
игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества)
при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
2. Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре (6ч)
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское
движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных
спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу
Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к
технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические
требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие
человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием
физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию
физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное
содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические
требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование
положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и
телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и
спортом.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Характеризовать Олимпийские игры древности как
явления культуры, раскрывать содержание и правила соревнований.
Определять цель возрождения олимпийских игр, объяснять смысл
символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении
олимпийского
движения.
Раскрывать
причины
возникновения
олимпийского движения в дореволюционной России, характеризовать
историческую роль А.Д. Бутовского в этом процессе. Объяснять и
доказывать, чем знаменателен советский период развития олимпийского
движения в России. Объяснять причины включения упражнений из
базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре.
Определять основные направления развития физической культуры в
обществе, раскрывать целевое направление каждого из них. Определять
пеший туристский поход как форму активного отдыха, характеризовать
основы его организации и проведения. Руководствоваться правилами
профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения
по профилактике ее нарушения и коррекцию. Обосновывать
положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление
здоровья, устанавливать связь между развитием основных физических
качеств и основных систем организма. Регулировать физическую нагрузку
и определять степень утомления по внешним признакам. Планировать
самостоятельные занятия физической подготовкой, определять
содержание и объем времени для каждой из частей занятий. Раскрывать
понятие техники двигательного действия и использовать основные
правила ее освоения в самостоятельных занятиях. Раскрывать понятие
всестороннего и гармоничного физического развития, характеризовать его
отличительные признаки у разных народов и в разные исторические
времена
Обосновывать целесообразность развития адаптивной физической
культуры в обществе, раскрывать содержание и направленность занятий.
Раскрывать понятие спортивной подготовки, характеризовать ее отличия
от физической и технической подготовки. Раскрывать понятие здорового
образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их
взаимосвязь со здоровьем человека. Определять задачи и содержание
профессионально-прикладной физической подготовки, раскрывать ее
специфическую связь с трудовой деятельностью человека. Определять
назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в
режиме Дня. Использовать правила подбора и составления комплексов
физических упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий.
Определять дозировку температурных режимов для закаливающих
процедур, руководствоваться правилами безопасности при их проведении.
Характеризовать качества личности и обосновывать возможность их
воспитания в процессе занятий физической культурой. Отбирать основные
средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их
планирование в самостоятельных формах занятий. Характеризовать
основные приемы массажа, организовывать и проводить самостоятельные
сеансы. Характеризовать оздоровительную силу бани, руководствоваться
правилами проведения банных процедур. Руководствоваться правилами
оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах
Способы двигательной (физкультурной) деятельности (6ч)
Организация и проведение самостоятельных занятий физической
культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для
утренней зарядки, физкультминуток, физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической
подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка
эффективности
занятий
физической
культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной
деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и
устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью
функциональных проб.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Готовить места занятий в условиях помещения и на
открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными
условиями. Выявлять факторы нарушения техники безопасности при
занятиях физической культурой и своевременно их устранять. Отбирать
состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий,
определять последовательность их выполнения и дозировку. Составлять
планы самостоятельных занятий физической подготовкой, отбирать
физические упражнения и определять их дозировку в соответствии с
развиваемым физическим качеством, индивидуальными особенностями
развития организма и уровнем его тренированности. Классифицировать
физические упражнения по функциональной направленности,
использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной
подготовкой. Проводить занятия оздоровительной ходьбой и
оздоровительным бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной
направленности. Выявлять особенности в приросте показателей
физического развития в течение учебного года, сравнивать их с
возрастными стандартами. Характеризовать величину нагрузки по
показателю частоты сердечных сокращений, регистрировать (измерять) ее
разными способами. Тестировать развитие основных физических качеств
и соотносить их с показателями физического развития, определять
приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с
содержанием и направленностью занятий физической культурой.
Оформлять дневник самонаблюдения по основным разделам
физкультурно-оздоровительной деятельности. Анализировать технику
движений и предупреждать появление ошибок в процессе ее освоения.
Измерять резервные возможности организма и оценивать результаты
измерений.
Физическое совершенствование (204ч)
Физкультурно-оздоровительная
деятельность(8ч). Оздоровительные формы занятий в режиме учебного
дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей
физической культуры.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Самостоятельно осваивать упражнения с различной
оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие
комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с
индивидуальными особенностями развития и функционального состояния.
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной
направленностью, включая их в занятия физической культурой,
осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий. С
учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья
выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры,
включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за
физической нагрузкой во время этих занятий.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей
направленностью(204ч)
Гимнастика с основами акробатик(42ч). Организующие команды и
приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на
параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях
(девочки).
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Знать и различать строевые команды, четко
выполнять строевые приемы. Описывать технику акробатических
упражнений и составлять акробатические комбинации из числа
разученных упражнений. Осваивать технику акробатических упражнений,
предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники
безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправлять. Оказывать
помощь сверстникам при освоении ими новых акробатических
упражнений, уметь анализировать их технику выполнения упражнений,
выявлять ошибки и активно помогать их исправлению. Самостоятельно
осваивать упражнения ритмической гимнастики, составлять из них
комбинации и выполнять их под музыкальное сопровождение.
Использовать (планировать) упражнения ритмической гимнастики в
различных формах занятий физической культурой. Описывать технику
опорных прыжков и осваивать ее, избегая появления ошибок, соблюдая
правила безопасности, и демонстрировать вариативное выполнение
упражнений. Анализировать технику опорных прыжков своих сверстников,
выявлять типовые ошибки и активно помогать их исправлению.
Описывать технику упражнений на гимнастическом бревне и составлять
гимнастические комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать
технику гимнастических упражнений на бревне, предупреждая появление
ошибок и соблюдая правила безопасности. Описывать технику
упражнений на гимнастической перекладине и составлять гимнастические
комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику
гимнастических упражнений на перекладине, предупреждая появление
ошибок и соблюдая правила безопасности. Описывать технику
упражнений на гимнастических брусьях, составлять гимнастические
комбинации из числа разученных упражнений. Осваивать технику
гимнастических упражнений на брусьях, предупреждая появление ошибок
и соблюдая правила безопасности.
Легкая атлетика(42ч).
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Описывать технику выполнения беговых упражнений,
осваивать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в
процессе освоения. Демонстрировать вариативное выполнение беговых
упражнений. Применять беговые упражнения для развития физических
качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки,
контролировать ее по частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать
со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений,
соблюдать правила безопасности. Включать беговые упражнения в
различные формы занятий физической культурой. Описывать технику
выполнения прыжковых упражнений, осваивать ее самостоятельно с
предупреждением, выявлением и исправлением типичных ошибок.
Демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений.
Применять прыжковые упражнения для развития физических качеств,
контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
прыжковых упражнений, соблюдать правила безопасности. Включать
беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой.
Описывать технику метания малого мяча разными способами, осваивать
ее самостоятельно с предупреждением, выявлением и устранением
типичных ошибок. Применять упражнения в метании малого мяча для
развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по
частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в
процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча,
соблюдать правила безопасности.
Лыжные гонки(36ч).
Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Региональный компонент – основы лыжных ходов, история лыжных
гонок., соревнования, проведение соревнований, преодоление препятствий,
Совершенствование лыжных ходов.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Описывать технику передвижения на лыжах,
осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.
Моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от
особенностей лыжной трассы, применять передвижение на лыжах для
развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по
частоте сердечных сокращений. Взаимодействовать со сверстниками в
процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах;
соблюдать правила безопасности. Применять правила подбора одежды для
занятий лыжной подготовкой, использовать передвижение на лыжах в
организации активного отдыха
Спортивные игры(84ч).
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Бадминтон Игра по правилам.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Организовывать совместные занятия баскетболом со
сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых
действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя
типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе
совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать
правила безопасности. Моделировать технику игровых действий и
приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий,
возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры,
уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Определять степень утомления организма во время игровой деятельности,
использовать игровые действия баскетбола для развития физических
качеств. Применять правила подбора одежды для занятий на открытом
воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха.
Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками,
осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и
приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные
ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного
освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила
безопасности. Моделировать технику игровых действий и приемов,
варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в
процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно
относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Применять
правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать
игру в волейбол в организации активного отдыха. Организовывать
совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство
игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их
самостоятельно,
выявляя
и
устраняя
типичные
ошибки.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности.
Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в
зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой
деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к
сопернику и управлять своими эмоциями. Применять правила подбора
одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в футбол в
организации активного отдыха
Прикладно-ориентированная подготовка(6ч).
Прикладно-ориентированные упражнения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Организовывать и проводить самостоятельные
занятий прикладной физической подготовкой, составлять их содержание
и планировать в системе занятий физической культурой. Владеть
вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их
технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий.
Применять прикладные упражнения для развития физических качеств,
контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Преодолевать трудности и проявлять волевые качества личности при
выполнении прикладных упражнений
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая
подготовка(6ч).
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне
учебных действий): Организовывать и проводить самостоятельные
занятий физической подготовкой, составлять их содержание и
планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять
нормативы физической подготовки. Организовывать и проводить
самостоятельные занятия гимнастикой с основами акробатики, составлять
их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять
нормативы
физической подготовки по гимнастике с
основами акробатики. Организовывать и проводить самостоятельные
занятия легкой атлетикой, составлять их содержание и планировать в
системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы
физической подготовки по легкой атлетике. Организовывать и проводить
самостоятельные занятий лыжными гонками, составлять их содержание и
планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять
нормативы физической подготовки по лыжным гонкам. Организовывать и
проводить самостоятельные занятия баскетболом, составлять их
содержание и планировать в системе занятий физической культурой.
Выполнять нормативы физической подготовки по баскетболу.
Организовывать и проводить самостоятельные занятия футболом,
составлять их содержание и планировать в системе занятий физической
культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по футболу
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
При
оценивании
успеваемости
учитываются
индивидуальные
возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на
качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном
относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное
исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К
значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину,
высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных
движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки– это такие, которые искажают технику движения,
влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений,
допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной
значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки
и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может
улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.
Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 10-11 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении
упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при
построениях, перестроениях, ходьбе и спортивных играх. В остальных
видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать
результат: секунды, количество, длину, высоту.
Для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе, программа по своему содержательному
наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья и
нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
повышение физиологической активности систем организма,
ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и
физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
совершенствование прикладных жизненно важных навыков и
умений в ходьбе, беге, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, игр на
свежем воздухе и подвижных игр;
повышение физической подготовленности и развитие основных
физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и
гибкости;
обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и
корригирующей направленностью, простейшим способам контроля
за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма
на занятиях физической культурой;
формирование общих представлений о физической культуре, ее
значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности, развитие интереса к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая
утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Ведущим принципом в работе с обучающимися, отнесенными по
состоянию здоровья к подготовительной и специальной группе здоровья,
является дифференцированный подход с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся, что предполагает:
дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или
упрощения упражнений;
учет противопоказаний к занятиям отдельными видами
упражнений;
подсчет пульса на каждом уроке.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и
специальной группе здоровья,
от сдачи любых нормативов
освобождаются.
Основной формой работы с обучающимися является изучение
теоретического материала .
Формы промежуточной аттестации:
- защита рефератов;
тестирование.
3.Тематическое планирование.
Вид
программного
материала
I. Базовая часть
2. Лёгкая атлетика
3.
Гимнастика
с
элементами акробатики
4. Лыжная подготовка
5. Спортивные игры
(волейбол)
II. Вариативная часть
2 Элементы баскетбола
Итого
Количество часов (уроков)
класс
10
11
84
84
21
21
21
21
24
18
24
18
18
18
102
18
18
102
Аннотация
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 10-11 классов
разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального
государственного образовательного стандарта и авторской программы «Комплексная
программа физического воспитания учащихся 10-11 классов»В.И. Ляха, А.А.
Зданевича.М, «Просвещение», 2012 год.
Предметом обучения физической культуре в средней школе является двигательная
система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются определённые двигательные действия. Активно развиваются мышление,
творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является
формирование у учащихся средней школы основ здорового образа жизни, развитие
творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе,
прыжках, лазанье, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как
гимнастика, легкая атлетика, а также спортивным играм и техническим действиям
спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее
значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, утренней гимнастикой, физ. минутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Сроки освоения программы: 2 года.
Форма обучения : очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях —
личностном, метапредметном и предметном
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на
реализацию
принципа
вариативности,
обосновывающего
планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми
особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса
(спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с
распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и
предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и
«от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование
учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области
физической
культуры,
всестороннее
раскрытие
взаимосвязи
и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса,
достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний,
умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две
части-базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с
федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная
подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по
предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает
в себя
программный материал на основе баскетбола. Программный материал усложняется
по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее
пройденных.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с
образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательнообучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной
направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного
материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких
педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной
педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся
необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации
самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию,
проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что
учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные
дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие
особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6
мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений
(например, для развития гибкости, координации движений, формирования
правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера,
содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания,
памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть
организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с
небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и
двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя
постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной
деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность
этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в
себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся.
Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на
решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между
образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо
включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру
должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок
проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится
на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от
продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки
с
образовательно-обучающей
направленностью используются
по
преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в
разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики,
легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но
только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений,
описание техники их выполнения и т. п.). В основной школе данный вид уроков
проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических
задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:
планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного
формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное
разучивание и закрепление, совершенствование;
планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами
обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания
утомления, возникающего в процессе их выполнения;
планирование развития физических качеств осуществля
ется после решения задач обучения в определенной последо
вательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способ
ности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для
развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической
подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки
и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с
соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и
специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения
объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение
конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо
сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления
о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее
влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-
тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и
функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее
регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
—обеспечение постепенного нарастания величины физи
ческой нагрузки в течение всей основной части урока;
планирование относительно продолжительной заключительной части урока
(до 7—9 мин);
использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс
до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных
заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля
частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.