Литература 11 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе

для ___11__ класса

Рабочую программу составил(а):
учитель _Тарасенко Н.П.____________________

2

3

философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения
людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий
и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое
столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в
человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии
(начальные представления).
Серебряный век русской поэзии.
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.
Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние
западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки
русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество»,
«Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других
стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные
темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.
Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три
стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта:
«Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница
«говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому
фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения
по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А.
Белого. Ликующее мироощущение (сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения
мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
.Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.
Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев.Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро
Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся
трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический
герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность,
действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования.
Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов
Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация
самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов:
эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы(В. Маяковский, Д. Бурлюк, В.
Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.).
Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его
представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий
кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три
стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм.
Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы
Северянина. Грезы и ирония поэта.

4

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные
средства
художественной
литературы:
тропы,
синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из
цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения
обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на
моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские
пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.
Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический
мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм.
Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема
Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и
революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие
современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы.
Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой
и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская
позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая
полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих).
Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия
(Обзор).
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения:
«Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен
выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской
поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина,
Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев
и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.
Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо
матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не
зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны
для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший,
клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий
лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества.
Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской
поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и
Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий
родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка.
Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое
восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские
мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского
цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.
Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа
литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
5

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору
учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные
объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ,
«Серапионовы братья» и др.).Тема России и революции: трагическое осмысление темы в
творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И.
Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски
поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэтыобэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового
поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А.
Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения
(«Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.
Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева,
«Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность(А. Аверченко.«Дюжина ножей
в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся»
(указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с
фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о
сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других
стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись.
Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира.
Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность
строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в
творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового
диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX
столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое
стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная
(каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека
и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в
творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая
волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А.
Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И.
Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый»,
Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова,
Н. Островского, В. Луговскогои др.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия».
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе.
Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты.
Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных
потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений
повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История
6

создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции
романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования:
отсимволического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).
Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и
идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной
литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман,
Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века.
Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и
острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и
правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей.
Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская
многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия).
Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...»,
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был.
Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.
Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой.
Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность
интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в
исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества.
Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма
«Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и
образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха.
Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы
(закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Го мер.
Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город,
знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium»,
«Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других
стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в
поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в
стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии
Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное
многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI
века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа,
рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто
создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны
7

для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен
выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой.
Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения
поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность
поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция,
Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм
поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира
обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского,
Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия),
фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о
всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического
повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья
Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ
главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в
эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер
психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.
Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие
шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе.
Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея
(закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство
(углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие
представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно
приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв,
лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б.
Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О.
Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский
дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского.
Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными
переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому
народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний
в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие
реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М.
Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др. Глубочайшие нравственные
конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в
трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова.Пьеса-сказка Е.
Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для
прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г.
Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Новые темы,
идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А.
Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтовшестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов,
В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л.
Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
8

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В. Маканиии др.
Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность
духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова,
В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А.
Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо
глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу
имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М.
Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в
критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной
культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое
богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю.
Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский
Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одномединственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные
произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех
других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века.
Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны,
утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий
советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция
в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия).
Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии
(закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя
ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть
знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и
поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.
Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и
композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал.
Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго.
Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь
с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в
творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича»
(только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия
«лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и
устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в
контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие
как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

9

Варлам Тихонович Шаламов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен
выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова.
Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина
проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне
важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию,
близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя.
Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория
литературы.
Новелла
(закрепление
понятия).
Психологизм
художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в
художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов
«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие
стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова
— Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его
нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания.
Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы
народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
«Деревенская» проза
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно
произведение по выбору). Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой»,
«Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести
«Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем
повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со нет» («Как
жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и
органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературнопоэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый,
живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную
стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в
творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Авторская песня
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания,
мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить
беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэтафронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая
поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.
Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие
представлений).
«Городская» проза
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести
Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях
городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств.
Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции
А.П. Чехова в прозе Ю.В. Трифонова.
10

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление
понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Современная драматургия
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор
другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система
образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие
драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в
лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные
средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов.
Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной
литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В.
Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол стая, Л.
Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия:Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е.
Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев,
Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И.
Жданов, О. Седаковаи др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу.«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное

11

12

в средней (полной) школе:
Русский язык и литература. Литература. 11 класс.Учебник для
общеобразовательныхорганизаций.Базовый уровень. В 2-х ч./О.Н.
Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев и др.; сост. Е.П. Пронина;
под редакцией В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2015.
 Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и
ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном мире; формирование гуманистического мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других
искусств; культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания
авторской
позиции,
исторической
и
эстетической
обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

 освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности
с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных
типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в
сети Интернета.
Достижение поставленных целей предполагает выполнение ряда задач:
Литература стоит в основании нравственного воспитания личности,
испытывающей массу негативных воздействий различного характера, является
советчиком подростку, способствует, помогает обрести ориентиры в жизненном
лабиринте
своевременных насущных проблем. Однако она не решит комплекса
личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного
опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах
писателя.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж,
формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические
внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с
процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с
воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием
эмоциональной силы художественного слова.
13

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с
большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих
перед нашими современниками. Литература XX века несет в себе комплекс нравственных
установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В
этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является
аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно
ориентированный потенциал произведений.
Другой
особенностью
литературы
является
взаимозависимость
и
взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти
отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность
глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить
их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.
Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений,
реализующее интегрированный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом
учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются
жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно
затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.
Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании
приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически
развивающуюся личность.
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к
практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее
реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Изучение литературы в 10-11 классах строится на историко-литературной основе. В
11 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о
биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями,
усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая,
мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и
глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение
стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо
развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.
14

Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого
ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного,
духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и
подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного
произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к
художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с
точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой
литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том,
чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».