Приложение 1
МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литература
Класс 10а
ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В.
Педагогический стаж 17 лет
Квалификация I
Будогощь
2
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства
языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
3
2)
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
3) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты обучения
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
1) образную природу словесного искусства.
Учащиеся должны уметь:
2) анализировать и интерпретировать тексты, используя сведения по истории и
теории литературы;
3) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
4) аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.
Раздел 2.Литература первой половины XIX века (8 ч. + 1 ч.): Русская литература первой
половины XIX века.А.С. Пушкин: краткий обзор жизни и творчества.Философская лирика
поэта.Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького
человека». М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.
Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь: обзор жизни и
творчества. Обобщающее значение гоголевских образов. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место
повести в сборнике «Петербургские повести». Н.В. Гоголь «Невский проспект» и «Нос».
Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века.Контрольная
работа по теме «Литература первой половины XIX века».
Личностные результаты обучения:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
4
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
8) эстетическое отношение к миру;
9) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты обучения
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
1) образную природу словесного искусства;
2) содержание изученных литературных произведений;
3) основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
4) основные закономерности историко-литературного процесса и
литературных направлений;
5) основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса;
6) структуру сочинения.
черты
5
Учащиеся должны уметь:
7) воспроизводить содержание литературного произведения;
8) анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
9) соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
10) определять род и жанр произведения;
11) выявлять авторскую позицию;
12) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
13) аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
14) писать сочинение.
Раздел 3.Литература второй половины XIX века (71 ч.+14 ч.): Обзор русской литературы
второй половины XIX века.Характеристика русской прозы, журналистики и литературной
критики второй половины XIX века.А. Н. Островский – создатель русского национального
театра.Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия
характеров.Город Калинов и его обитатели.Протест Катерины против «темного царства».
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».Драма А.Н. Островского «Гроза» в
зеркале русской критики.Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза». И.А.
Гончаров: жизнь и творчество.Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя.
Обломов и посетители.Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера
Обломова. Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов».Два типа любви в романе
И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Борьба двух начал в Обломове.
Попытки героя проснуться.Обломов и Штольц в романе «Обломов». Роман «Обломов» в
зеркале русской критики. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов».
И.С. Тургенев: жизнь и творчество. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор
отдельных произведений.Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и
роман.Конфликт «отцов и детей» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».Испытание
любовью в романе «Отцы и дети».Мировоззренческий кризис Базарова.Сила и слабость
Евгения Базарова. Роль эпилога.Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».Сочинение
по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ф.И. Тютчев: жизнь и творчество. Единство мира и
философия природы в его лирике.Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр
лирического фрагмента.«Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и
«поединок роковой». А.А. Фет: жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало лирики о
природе.Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии.А.К. Толстой: жизнь и
творчество. Основные черты, темы, мотивы и образы поэзии.Эссе по теме «Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору).Н.С. Лесков: очерк
жизни и творчества.Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный
странник».Тема праведничества в «Очарованном страннике».Н.А. Некрасов: жизнь и
творчество.Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.Тема любви в
лирике Н.А. Некрасова.«Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания,
6
композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова.Дореформенная и пореформенная
Россия в поэме.Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить
хорошо».Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему
сочинению (темы – по выбору).М.Е. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество.Сказки
Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История
одного города».Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города».Ф.М.
Достоевский: жизнь и судьба.Образ Петербурга в русской литературе и в романе
Достоевского «Преступление и наказание».Художественный мир
Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и
наказание».Духовные
искания
интеллектуального
героя
и
способы
их
выявления.Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова.«Вечная
Сонечка» как нравственный идеал автора.Мир «униженных и оскорбленных» в
романе.Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».Сочинениепо роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы – по
выбору).Л.Н. Толстой: жизнь и судьба.Трилогия «Детство. Отрочество. Юность».
«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого: правдивое изображение войны.История
создания, жанровое своеобразие и проблематика романаЛ.Н. Толстого «Война и мир».Анализ
эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.Путь духовных
исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года.Изображение войны 1805-1807
гг. Смотр войск под Браунау. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Семья
Ростовых и семья Болконских.Эссепо теме «Ночь в Отрадном».Изображение войны 1812 г.
Философия войны в романе.Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир».Кутузов и Наполеон.Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир».Итог духовных исканий любимых героев Л.Н.
Толстого.Контрольная работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».Сочинениепо
теме «Духовный путь героев Л.Н. Толстого».А.П. Чехов: жизнь и творчество. «Маленькая
трилогия» А.П. Чехова.А.П. Чехов: проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.Тема гибели
человеческой души в рассказе
А.П. Чехова «Ионыч».А.П. Чехов: особенности драматургии писателя.Пьеса А.П. Чехова
«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов и символов. Лирикопсихологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля.Эссе по теме «Ключевые
образы и символы пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».Мировое значение русской
литературы XIXвека.Итоговая контрольная работа по произведениям русской литературы
II половины XIX века.
Личностные результаты обучения:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
7
4)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
7) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
8) эстетическое отношение к миру;
9) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
1) образную природу словесного искусства;
2) содержание изученных литературных произведений;
3) основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
8
4) основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
5) основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
6) воспроизводить содержание литературного произведения;
7) анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции,
изобразительно-выразительные
средства
языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
8) соотносить художественную литературу с общественной жизнью;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
9) определять род и жанр произведения;
10) выявлять авторскую позицию;
11) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
12) аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
произведению;
13) писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы.
Раздел 4.Зарубежная литература (4 ч.): Обзор зарубежной литературы второй половины XIX
века.Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».Психологическая новелла Ги
де Мопассана «Ожерелье».Зарубежная поэзия XIXвека: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне.
Личностные результаты обучения:
1) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
2) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской и других видах деятельности;
3) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
5) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты обучения
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
9
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и
нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
1) образную природу словесного искусства;
2) содержание изученных литературных произведений;
3) основные факты жизни и творчества писателей-классиков и поэтов XIX века;
4) основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
5) основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.
Учащиеся должны уметь:
6) воспроизводить содержание литературного произведения;
7) анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика,
нравственный
пафос,
система
образов,
особенности
композиции,
изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
8) соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением
эпохи;
9) определять род и жанр произведения;
10) выявлять авторскую позицию;
10
11) выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая
нормы литературного произношения;
12) аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
произведению.
Раздел 5.Подведение итогов (1ч.): Подведение итогов. Нравственные уроки русской
литературы XIXвека.
Личностные результаты обучения
1) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской и других видах
деятельности;
2) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты обучения
1) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и
нравственных ценностей;
2) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов
и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
1) образную природу словесного искусства.
Учащиеся должны уметь:
2) соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением
эпохи;
3) выявлять авторскую позицию;
4) аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
произведению.
Раздел 6.Резерв (2ч.): Резервные занятия.
11
Введение
1
---
---
Литература первой
половины XIX века
9
1
1
Литература второй
половины XIX века
85
14
2
2
---
---
8
1
---
И.А. Гончаров
9
1
---
И.С. Тургенев
10
2
---
Ф.И. Тютчев
3
---
---
А.А. Фет
2
---
---
3
2
---
3
---
---
7
1
---
3
---
---
11
3
---
16
3
1
9
1
1
Зарубежная
литература
4
---
---
4
5
Подведение итогов
1
---
1
6
Резерв
2
---
---
Итого
102
15
3
1
2
3
Обзор русской
литературы второй
половины XIXвека
А.Н. Островский
А.К. Толстой
Н.С. Лесков
Н.А. Некрасов
М.Е. СалтыковЩедрин
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов
12
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по литературе
для 10 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы
основного общего образования по литературе с учетом авторской
программы по
литературедля общеобразовательных учреждений (базовый уровень):
Коровина
В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2017.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев
Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2017 г.
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историколитературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет
фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об
историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития
культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной
литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе,
на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных
образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных
понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).
Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление,
анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в
10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного
процесса в целом.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
•
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и ценностям отечественной культуры;
•
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
•
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
•
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории
литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании
собственных устных и письменных высказываний.
13
Основные задачи рабочей программы заключаются в следующем:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
художественных и текстов, в том числе и чтения наизусть;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых
произведений;
навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое,
характеристики героя;
отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
овладение способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что
ее
содержание
обеспечивающих
направлено
развитие
на
формирование
познавательных
и
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных
качеств
личности.
Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы,
объяснять художественные средства, доказывать, давать определения понятий, выявлять
главную информацию в тексте, пересказывать, структурировать материал, работать с
разными источниками при поиске информации, строить монологические высказывания
(устная и письменная форма) и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением
понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация,
наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся
включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как
умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в
группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в
диалог, слушать и слышать друг друга и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами среднего общего
образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено
взаимодействие
культурологического,
научного,
гуманистического,
личностно-деятельностного,
интегративного,
аксиологического,
компетентностного
подходов.
14
Важнейшее значение в создании условий для формирования духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства
формы и содержания, историзма, традиции и новаторства, осмысления историко-культурных
сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных теоретиколитературных понятий.
Данная программа составлена для реализации курса литература в 10 классе, который является
частью предметной области гуманитарных дисциплин.
Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое
содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным
результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы
определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при
изучении данной темы.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей
основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития
критического мышления, технология «Письмо», учебно-исследовательская и проектная
деятельность, проблемные уроки.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольных,
творческих работ, тестирования.
Универсальные учебные действия по курсу «Литература. 10 класс»:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
15
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного
управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого
расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения
целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с
позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме
громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
16
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого,
адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды
других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение
понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков
к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
17
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения,
эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ. Художественное время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества
выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман,
повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия,
послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое
отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип.
Лирический герой. Система образов. Речевая характеристика героя: диалог, монолог,
внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного
произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола.
Аллегория. Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
18
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Для учителя:
1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской
литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской
литературе XIX века 10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
3. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
4. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
5. КапитановаЛ.А.А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
6. Кузина Л.Н. Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
7. Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие
для учителя.– М.: Просвещение.
8. Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки.– М.:
Просвещение.
9. Сахаров В.И. А.Н.Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
10. Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное
пособие.- М.: Издательство МУ, 2012.
Для учащихся:
1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.
2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.:
Просвещение.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.
4. http://www.openclass.ru/
19