Русский язык 11 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку

для ___11__ класса

Рабочую программу составил(а):
учитель _Тарасенко Н.П.____________________

2

2

последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитан- ному, услышанному, увиденному; владение различными видами
монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов
монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалогобмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в
практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая
нормы речевого этикета;адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения; осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;
участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально- культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты :

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры
народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и еѐ основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды;
ситуация
речевого
общения;
разговорная
речь,
научный,
3

публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей
и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение);текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка; основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы

4

предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные
приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных
конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним
придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с
запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
5

Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки
препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки
препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины
коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебнонаучного и делового общения (устная и письменная формы). Культура
публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили
речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный
стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы
речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка
текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.

6

7

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми
видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и
навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения
культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение
знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование
этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций
компетентности подхода:
 воспитать гражданина и патриота;
 сформировать представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального
своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального
общения;
 развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки
самоорганизации и саморазвития;
 углубить
знаний
о
лингвистике
как
науке;
языке
как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных
единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функциональностилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
 совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их
различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический
комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты
с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
 применять полученные знания и умения в собственной речевой практике,
в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения;
совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в
различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета «Русский язык»

8

трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным
вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на
предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся и подготовку к ЕГЭ.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».