Русский язык 10 класс

Приложение 1

МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
русский язык
Класс 10а

ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В.

Педагогический стаж 17 лет

Квалификация I

Будогощь

Планируемые

результаты освоения учебного предмета

Целью данной программы является направленность на достижение образовательных
результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
ЛИЧНОСТНЫЕ
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его
защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией РФ, правовая и политическая
грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;

эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
2


положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать
возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения
цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с
поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы
решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и
интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках; использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить
критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и
удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами),
подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой
3

работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто,
логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при
создании тестов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка
при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную
мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить её в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:

4

 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов
(в том числе художественной литературы).

5

Учебно-тематический план

№ раздела,
темы

Темы

Обще
е
количеств
о
часов

Количество часов
на развитие речи
уроки РР

Введение

1

1.

Лексика

13

3

2.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

1

3.

Морфемика и словообразование

2

1

4.

Морфология и орфография

4.1.

Морфология и орфография

23

3

33

3

4.2.

Самостоятельные части речи

Контрольные
диктанты

сочинения

Тестирование

Контрольные
работы

изложения

1(обуч.)

1

1

1(обуч.)

1

2

1 (контр.)

1

2

1

1(обуч.)

2 (1обуч., 1
контр.)

4.3.

Служебные части речи

27

5

2 (обуч.)

1 (обуч.)

2

1

7

2

1(контр.)
Итого

102

17

7 (5/2)

4(1/3)

3

АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по
русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с
изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.
- Учебный план МОУ « Будогощская СОШ имени М .П. Галкина на 2018- 2019 учебный год
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МОУ « Будогощская СОШ ИМ.М.П.Галкина».
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020/ 2021 уч.
год
- Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н.Г. Гольцова. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология».
Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые
функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение 34 учебных недель (1 час в
неделю), что соответствует авторской.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета
«Русский язык и литература» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и
литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через
изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно
использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству
познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование
богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка,
умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе
демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе
языкового анализа художественного текста);

• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой
специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в
единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в
том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ
образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для
обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом
приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы,
что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».