4 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету

музыка

Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс

Количество часов 34ч
Уровень
базовый
(базовый, профильный)
Учитель: Кокорин Евгений Васильевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями Примерной основной
образовательной программы ОУ. Концепции духовно-нравственного
воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми
результатами начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов и методических рекомендаций:

музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими
умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание
музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых
задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального
развития.
Задачи уроков музыки:
 развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке
различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции,
классической и современной музыке;
 понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и
более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее
интонационно - образный смысл;

 накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства
и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной
природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора,
контраста, вариативности);
 совершенствование
умений
и
навыков
хорового
пения
(выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания,
дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
 расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и
ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также
элементарного музицирования на детских инструментах;
 активное включение в процесс музицирования творческих
импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных,
пластических, художественных);
 накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о
музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного
эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного
восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении,
начальное
овладение
различными
видами
музыкально-творческой

деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и
жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство
имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания
школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно
выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру
в целом.
Авторская программа Е. Д. Критской
"Музыка" разработана в
соответствии с основными положениями художественно-педагогической
концепции Д. Б. Кабалевского. В этой программе нашли отражение
изменившиеся социокультурные условия деятельности современных
образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в
обновлении содержания и новые технологии массового музыкального
образования.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры –
народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на
формирование целостной художественной картины мира, воспитание
патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения,
рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному
развитию растущего человека.
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной
деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации
творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству;
становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки
и самоуважения, жизненного оптимизма.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных
учреждений РФ на изучение музыки в 4 классе начальной школы выделяется
34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).Данный предмет входит в
предметную область «Искусство».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
ПРЕДМЕТА

УЧЕБНОГО

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной
деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации
творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки
и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры –
народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на
формирование целостной художественной картины мира, воспитание
патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения,
рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному
развитию растущего человека. В результате у школьников формируются
духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к
духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются
способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими
людьми. Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное
развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкальноучебной, художественно-творческой
деятельности и предопределяет
решение основных педагогических задач.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя
детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют
сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования,
культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает
формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное
овладение различными видами музыкально-творческой деятельности,
приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными
действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях
общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и
понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном
развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании
культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию,
идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на
начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники
понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания
чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления,
развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений
жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему
овладению различными видами музыкальной деятельности и организации
своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное
формирование
музыкальной
учебной
деятельности,
способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и
социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая
умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на
мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического
многообразия;
-ориентированность
в
культурном
действительности, участие в жизни класса;

многообразии

окружающей

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов
через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового
характера.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному
искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкальнотворческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения
разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения
духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном
развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-представление о художественной картине мира на основе освоения
отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,
региональной самобытности музыкального искусства разных народов.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в
различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
воплощения различных художественных образов;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Отличительная особенность программы –
охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает
постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в
контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы
(поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд
выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего
понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой
развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные
варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,
отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности
музыкальным
произведениям.
Все
это
способствует
развитию
ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего
зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем
различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать
духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой
художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его
душевное состояние.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
«Россия-Родина моя» - 4 ч
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами,
звуком на душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность
интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального
произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ
творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания
различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о
России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная
песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского,
П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного
пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор
России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность
и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных
жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся
над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает
для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства,
характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация –
источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их
интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася
Русь!»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая
его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов
(Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин»
М.Глинка).
«День, полный событий» - 5ч.
Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая
его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой
интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии
А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и
в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в
музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения
(стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома»
П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина
«Зимняя дорога»).
Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность,
танцевальность,
маршевость.
Выразительность
и
изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:
симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере
Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в
музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные
традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из
оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по
мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская»,
«Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов»
М.Мусоргский).
Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в
музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на
элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных
впечатлений учащихся.
«В музыкальном театре» - 4ч.
Урок 10 - 11. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более
сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.
Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих
лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия,
хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая
его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4
действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение
эмоций и отражений мыслей.
Урок 12. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная
отечественных композиторов.

музыка.

Знакомство

с

творчеством

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня –
ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на
Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»
М.Мусоргского).

Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами:
повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»
М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка,
М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты
России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки
безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки,
созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в
России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество
разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их
возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей.
Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и
источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе,
размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции,
придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные
традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное
музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

«В концертном зале» - 6ч.

Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и
исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»),
П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты
«Картинки с выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и
изобразительность в музыке.
Музыкальное исполнение как способ
творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова
(романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс
№10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного
содержания
произведений.
Различные
виды
музыки:
инструментальная.
Музыкальная
Л.Бетховен).

драматургия

сонаты.

(Соната

№8

«Патетическая»

Урок 22. Царит гармония оркестра.
Особенности звучания различных видов оркестров:
Различные виды музыки: оркестровая.

симфонического.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение
разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на
элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 2ч.
Урок 23. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более
сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24. Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более
сложных жанров – балета.
Народные
музыкальные
традиции
Отечества.
Народная
и
профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка
в народном стиле.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная
музыка
в
творчестве
композиторов.
Стихира.(«Богатырские
ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26. Кирилл и Мефодий.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая
форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор
России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в
творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов).
Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше»
П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции
родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные
традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
(Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции
родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа.
Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия»
С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального
образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в
искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных
инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары.
Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки.
Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах,
«Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство
известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о
друге» В.Высоцкий).
Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

развития.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность
музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната»,
Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька».
Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита.
Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы
«Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные
образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений
четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы
концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного
года.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов
с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные
приборы (циркуль).
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять,
возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего
незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном
правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять
простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию
для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в
учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и
научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пособия для учащихся
1.
Учебники «Музыка. 4 класс» авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагиной. М.: Просвещение, 2014

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пособия и дополнительная литература для учителей
Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка.
Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. 2-е изд., М.: Просвещение, 2011.
Музыка. 4 класс. Нестандартные уроки./ Сост.
Н.Б.Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации,
планирование: (из опыта работы) / авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград:
Учитель, 2010. – 239 с.
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО,
2008. – 288с.
Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. –
Смоленск: Русич, 2000. – 240 с. («Весёлый урок»)
Музыкальный словарь: Начальная школа / Сост.
М.А.Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. – 96 с. – (Школьный словарик).
Портреты композиторов.
Атлас музыкальных инструментов.
Музыкальные вечера (самодельных артистов)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения.
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания
всего класса
Сканер.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Мультимедийная энциклопедия. Образовательная коллекция « Sonata».
Залесский Л.А., 2004, 2006. ООО «1 С – Паблишинг», 2006.
2. Единая коллекция -

№

Тема урока

Кол
-во
час
ов

Тип
урока

Учебно-тематическое планирование
Характеристика
И
Планируемые результаты
деятельности
К
освоения материала
учащихся
или
Т
виды учебной
деятельности

Россия-Родина
моя.
1 Мелодия. «Ты
запой мне ту
песню…».«Что
не выразишь
словами,
звуком на душу
навей»

4
1

Комби Народная
и
нирова профессиональная
нный музыка. Сочинения
отечественных
композиторов
о
Родине. Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.

Ц
О
Р
1

2 Как сложили

1

Комби Наблюдение

Ц

Знать/понимать:
название
изученного произведения и
автора, выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации,
названия изученных жанров,
певческие голоса
Уметь: продемонстрировать
личностно-окрашенное
эмоционально-образное
восприятие
музыки,
увлеченность музыкальными
занятиями и музыкальнотворческой деятельностью; эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и
выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике.
Знать/понимать:
жанры

Дом.
задани
е

Выучи
ть
песню

Нарисо

Дата
проведения

песню.
Звучащие
картины.

нирова народного
нный творчества.
Музыкальный
и
поэтический
фольклор
России:
песни. Интонация –
источник элементов
музыкальной речи.

О
Р
1

3 «Ты откуда
русская,
зародилась,
музыка?

1

Комби Наблюдение
нирова народного
нный творчества.
Музыкальный
и
поэтический
фольклор
России:
песни. Интонация –
источник элементов
музыкальной речи.

Ц
О
Р
1

4 «Я пойду по
полю белому…

1

Комби Народная
и
нирова профессиональная

Ц
О

народных песен.
Уметь: продемонстрировать
личностно-окрашенное
эмоционально-образное
восприятие
музыки,
увлеченность
музыкальнотворческой деятельностью;
понимание
интонационнообразной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности
и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств.
Знать/понимать:
название
изученного произведения и
автора,
выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: охотно участвовать в
коллективной
творческой
деятельности при воплощении
различных
музыкальных
образов.
Знать/понимать:
название
изученного произведения и

вать
рисуно
к

Выучи
ть
песню

Выучит
ь гимн

На великий
праздник
собралася
Русь!»

День, полный
событий
5 «Приют
спокойствия,
трудов и
вдохновенья…
»

нный

музыка.
Патриотическая
тема
в
русской
классике.
Обобщенное
представление
исторического
прошлого
в
музыкальных
образах.

Р
1

автора,
выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: охотно участвовать в
коллективной творческой
деятельности при воплощении
различных музыкальных
образов

Изучен
ие
нового
матери
ала

Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Музыкальнопоэтические образы.

Ц
О
Р
2

Знать/понимать: лирика в
поэзии и музыке, названия
изученных произведений и их
авторов, выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: продемонстрировать
понимание
интонационнообразной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности
и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств;

5
1

Подгот
овить
сообще
ние

6 Зимнее утро,
зимний вечер.

1

Комби Выразительность и
нирова изобразительность в
нный музыке.

Ц
О
Р
2

сравнивать характер,
настроение и средства
выразительности в
музыкальных произведениях.
Знать/понимать: музыкальная
живопись, выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации,
названия
изученных
произведений и их авторов;
Уметь:
определять
и
сравнивать
характер,
настроение
и
средства
выразительности
в
музыкальных произведениях;
продемонстрировать знания о
различных видах музыки,
музыкальных инструментах;
продемонстрировать
понимание
интонационнообразной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности
и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств.

Подгот
овить
рефера
т

7 «Что за
прелесть эти
сказки!!!». Три
чуда.

1

Комби
нирова
нный

Народная
и
профессиональная
музыка.
Выразительность и
изобразительность в
музыке.

Ц
О
Р
2

8 Ярмарочное
гулянье.
Святогорский
монастырь.

1

Комби
нирова
нный

Выразительность и
изобразительность в
музыке.
Музыкальнопоэтические образы.

Ц
О
Р
2

Знать/понимать:
жанры
народных песен, народные
музыкальные
традиции
родного края (праздники и
обряды), названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь:
показать
определенный
уровень
развития
образного
и
ассоциативного мышления и
воображения,
музыкальной
памяти и слуха, певческого
голоса;
- выражать художественнообразное
содержание
произведений в каком-либо
виде
исполнительской
деятельности
(пение,
музицирование).
Знать/понимать:
романс,
названия
изученных
произведений и их авторов,
выразительность
и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: продемонстрировать
понимание
интонационнообразной
природы

Подгот
овить
сообще
ние

Подгот
овить
сообще
ние

9 «Приют,
сияньем муз
одетый…».
Обобщающий
урок.

1

Урок
контро
ля

-Исполнение
разученных
произведений,
участие в
коллективном пении,
музицирование на
элементарных
музыкальных
инструментах,
передача
музыкальных
впечатлений
учащихся.

Ц
О
Р
2

музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности
и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств; продемонстрировать
личностно-окрашенное
эмоционально-образное
восприятие
музыки,
увлеченность музыкальными
занятиями и музыкальнотворческой деятельностью.
Знать/ понимать: названия
изученных произведений и их
авторов.
Уметь:
выражать
художественно-образное
содержание произведений в
каком-либо
виде
исполнительской деятельности
(пение,
музицирование);
передавать
собственные
музыкальные впечатления с
помощью различных видов
музыкально-творческой
деятельности,
выступать в
роли слушателей, критиков,

Подгот
овить
рефера
т

оценивать
собственную
исполнительскую
деятельность и корректировать
ее; исполнять музыкальные
произведения отдельных форм
и
жанров
(пение,
драматизация,
музыкальнопластическое
движение,
инструментальное
музицирование, импровизация
и др.).
В
музыкальном
театре
1 Опера «Иван
0 Сусанин»
- М.И.Глинки.
1
1

4

1 Опера
2 «Хованщина»
М.П.Мусоргско
го.

1

2

Изучен
ие
нового
матери
ала

Песенность,
танцевальность,
маршевость как
основа становления
более сложных
жанров - оперы,
балета, мюзикла и др.
Изучен Особенность
ие
тембрового звучания
нового различных певческих
матери голосов (детских,
ала
женских, мужских),
хоров( детских,
мужских, женских,

Ц
О
Р
8,
3

Учащиеся должны уметь
определять на слух основные
жанры музыки (песня, танец и
марш)

Подгот
овить
рефера
т

Ц
О
Р
3

Учащиеся должны уметь
определять и сравнивать
характер, настроение и
средства музыкальной
выразительности (Мелодия,
ритм, тембр, динамика) в
музыкальных произведениях

Подгот
овить
сообще
ние

1 Русский
3 Восток. Сезам,
откройся!
Восточные
мотивы.

1
4

1
5

«Гори, гори
ясно, чтобы не
погасло!»
Композитор –
имя ему народ.
Музыкальные
инструменты
России.
Оркестр
русских
народных
инструментов.
Нрк,.

1 «Музыкант6 чародей».
Белорусская
народная

1

смешанных) и их
исполнительские
возможности.
Изучен Музыка как средство
ие
общения между
нового людьми.
матери
ала

(фрагментах)

Ц
О
Р
3

Уметь передавать настроение
музыки и его изменение в
пении, музыкальнопластическом движении, игре
на музыкальных
инструментах;

Нарисо
вать
рисуно
к

3

1

Комби Композитор как
нирова создатель музыки.
нный

Ц
О
Р
4

Учащиеся должны уметь
исполнять несколько
народных и композиторских
песен (по своему выбору)

Выучи
ть
песню

1

Комби Музыка как средство
нирова общения между
нный людьми.

Ц
О
Р
4

Нарисо
вать
рисуно
к

1

Урок
контро
ля

Ц
О
Р
4

Учащиеся должны уметь
использовать приобретённые
знания и умения для передачи
музыкальных впечатлений
пластическими,
изобразительными средствами
и др.
Учащиеся должны уметь:
-исполнять в хоре вокальные
произведения с
сопровождением и без

Различные виды
музыки: вокальная,
сольная

Выучи
ть
песню

сказка.
Обобщающий
урок.
Самостоятельн
ая работа
В концертном
зале.
1 Музыкальные
7 инструменты
(скрипка,
виолончель).
Вариации на
тему рококо.
1 Старый замок.
8

1 Счастье в
9 сирени живет…

сопровождения

6
1

Комби
нирова
нный

1

Изучен
ие
нового
матери
ала

1

Изучен
ие
нового
матери
ала

Особенности
звучания различных
видов инструментов

Ц
О
Р
5

Учащиеся должны уметь
определять и сравнивать
характер, настроение и
средства музыкальной
выразительности

Подгот
овить
рефера
т

Различные виды
музыки: вокальная,
инструментальная,
сольная, хоровая,
оркестровая.

Ц
О
Р
5

Учащиеся должны знать/
понимать:
-основы музицирования на
элементарных музыкальных
инструментах;
-передачу музыкальных
впечатлений классическими,
изобразительными средствами
и др.;

Подгот
овить
сообще
ние

Связь народного
напева с пластикой
движений, танцами,
игрой на простых
(«деревенских»)
музыкальных

Ц
О
Р
5

Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов.

Подгот
овить
сообще
ние

2 Не смолкнет
0 сердце чуткое
Шопена…
Танцы, танцы,
танцы…

1

2 Патетическая
1 соната. Годы
странствий.

1

2 Царит
2 гармония
оркестра.

1

В

2

инструментах.
Изучен Композитор как
ие
создатель музыки.
нового Роль исполнителя в
матери донесении
ала
музыкального
произведения до
слушателя.
Знакомство с
творчеством
отечественных и
зарубежных
композиторовклассиков.
Изучен
ие
нового Различные виды
матери музыки
ала
Изучен
ие
нового
матери
ала

Детские
музыкальные радиои телепередачи,
музыкальные
аудиозаписи и
видеофильмы для
детей.

Ц
О
Р
5

Ц
О
Р
5

Ц
О
Р
5,
10

Уметь передавать настроение
музыки и его изменение в
пении, музыкальнопластическом движении, игре
на музыкальных
инструментах; названия
изученных произведений и их
авторов;

Уметь использовать
приобретённые знания и
умения для восприятия
художественных образов
народной, классической и
современной музыки.
Учащиеся должны знать/
понимать наиболее
популярные в России
музыкальные инструменты,
певческие голоса, виды
оркестров и хоров.

Подгот
овить
рефера
т

Подгот
овить
сообще
ние

Подгот
овить
сообще
ние

музыкальном
театре.
2 Театр
3 музыкальной
комедии.

2 Балет
4 «Петрушка»

1

Изучен
ие
нового
матери
ала

Роль исполнителя в
донесении
музыкального
произведения до
слушателя

Ц
О
Р
3

1

Изучен
ие
нового
матери
ала

Песенность,
танцевальность,
маршевость
как
основа становления
более
сложных
жанров – балета.

Ц
О
Р
3

Знать названия изученных
жанров
музыки: оперетта,
мюзикл.
Понимать
особенности взаимодействия и
развития различных образов
музыкального спектакля.
Уметь
эмоционально
откликнуться на музыкальное
произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или
пластике;
исполнять
музыкальные произведения.
Знать и понимать: народные
музыкальные
традиции
родного края (праздники и
обряды);
смысл
понятий:
музыка в народном стиле,
своеобразие
музыкального
языка. Узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
продемонстрировать
понимание
интонационнообразной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи выразительности

Подгот
овить
сообще
ние

Подгот
овить
рефера
т

и изобразительности в музыке,
многозначности музыкальной
речи в ситуации сравнения
произведений разных видов
искусств.
«О России
петь – что
стремиться в
храм».
2 Святые земли
5 Русской. Илья
Муромец

4

1

Комби Музыкальный
нирова фольклор
народов
нный России
и
мира,
народные
музыкальные
традиции
родного
края..

Ц
О
Р
6

2 Кирилл и
6 Мефодий.

1

Комби Народные
нирова музыкальные
нный традиции Отечества.

Ц
О
Р
6

Знать народные музыкальные
традиции
родного
края,
религиозные традиции.
Узнавать
изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов,
определять,
оценивать,
соотносить
содержание,
образную
сферу
и
музыкальный язык народного
и
профессионального
музыкального творчества.
Знать и понимать:
религиозные традиции,
понятия: гимн, величание.
Уметь определять, оценивать,
соотносить
содержание,
образную
сферу
и
музыкальный язык народного

Подгот
овить
сообще
ние

Подгот
овить
рефера
т

2 Праздников
7 праздник,
торжество из
торжеств.

1

2 Родной обычай
8 старины.
Светлый
праздник.

1

«Гори, гори
ясно, чтобы не
погасло!»
2 Народные
9 праздники.

1

1

Комби Музыка в народных
нирова обрядах и обычаях.
нный Музыкальный
фольклор как особая
форма
самовыражения.
Комби Музыка в народных
нирова обрядах и обычаях.
нный Народные
музыкальные
традиции
родного
края.

Ц
О
Р
6

Ц
О
Р
6

Комби Музыка в народных Ц
нирова обрядах и обычаях. О

и
профессионального
музыкального творчества.
Уметь
определять,
оценивать,
соотносить
содержание, образную сферу и
музыкальный язык народного
и
профессионального
музыкального творчества.
Знать и понимать: образцы
музыкального фольклора,
народные музыкальные
традиции родного края
(праздники и обряды). Уметь
определять, оценивать,
соотносить содержание
музыкальных произведений.
Понимать значение
колокольных звонов и
колокольности в музыке
русских композиторов; сравнивать музыкальные
образы народных и церковных
праздников;

Знать и понимать народные
музыкальные традиции

Выучи
ть
песню

Подгот
овить
сообще
ние

Подгот
овить

Троица.

нный

Народные
Р
музыкальные
4
традиции
родного
края.
Народные
музыкальные игры.

родного края.
Уметь исполнять и
разыгрывать народные песни,
участвовать в коллективных
играх-драматизациях,
сочинять мелодии на
поэтические тексты.

сообще
ние

Знать и понимать названия
изучаемых жанров и форм
музыки; названия изученных
произведений и их авторов,
смысл понятий – музыкальный
образ.
Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
эмоционально откликнуться на
музыкальное произведение и
выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике.
Знать и понимать смысл
понятий:
«композитор»
«исполнитель» - «слушатель»;

Подгот
овить
рефера
т

«Чтоб
музыкантом
быть, так
надобно
уменье…»
3 Прелюдия.
0 Исповедь
души.
Революционны
й этюд.

5

1

изучен
ия и
закреп
ления
новых
знаний.

Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение эмоций и
отражение мыслей.
Различные
жанры
фортепианной
музыки.

Ц
О
Р
7

3 Мастерство
1 исполнителя.
Музыкальные

1

Урок
закреп
ления

Музыкальное
исполнение
как
способ творческого

Ц
О
Р

Подгот
овить
сообще

инструменты
(гитара).

3 В каждой
2 интонации
спрятан
человек.

1

3 Музыкальный
3 сказочник.

1

знаний. самовыражения
в
искусстве. Тембровая
окраска
наиболее
популярных в России
музыкальных
инструментов и их
выразительные
«Зерно»- интонация
Комби как
возможная
нирова основа музыкального
нный
развития.
урок.
Выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации.

Музык
альный
сказоч
ник.

Выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации.
Различные
виды
музыки: вокальная,
инструментальная;
сольная,
хоровая,
оркестровая.

7

Ц
О
Р
7

Ц
О
Р
7

названия
изученных ние
произведений и их авторов и
исполнителей; музыкальные
инструменты (гитара).

Знать
и
понимать
выразительность
и
изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
выражать
художественнообразное
содержание
произведений в каком-либо
виде
исполнительской
деятельности
Уметь узнавать изученные
музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
продемонстрировать знания о
различных видах музыки,
певческих
голосах,
музыкальных инструментах,
составах оркестров;

Подгот
овить
рефера
т

Подгот
овить
сообще
ние

3 Рассвет на
4 Москве-реке.
Обобщающий
урок.
Самостоятельн
ая работа.

1

Урок
контро
ля.

Выразительность и Ц
изобразительность в О
музыке.
Р
7

Знать названия изученных
произведений и их авторов.
Уметь
узнавать изученные
музыкальные
произведения.
Передавать
собственные
музыкальные впечатления с
помощью различных видов
музыкально-творческой
деятельности,
выступать в
роли слушателей, критиков,
оценивать
собственную
исполнительскую
деятельность и корректировать
ее;
увлеченность
музыкальными занятиями и
музыкально-творческой
деятельностью.
Личностно
оценивать музыку, звучащую
на уроке и не школы.

Тест для учащихся IV класса. Второе полугодие

Подгот
овить
сообще
ние

1. Звучит финал Сонаты №8 («Патетическая») Л. Бетховена.
Вопросы и задания: а) напиши название произведения, фамилию композитора его сочинившего; б) найди на доске
первоначальную интонацию главной темы сочинения (поставь нужную цифру); в) в какой форме написано это
сочинение: трехчастная, вариации, рондо? (Нужное — подчеркни.)
2. Звучат в записи два фрагмента: «Богородице Лево, радуйся!» и Вокализ С. Рахманинова.
Вопросы и задания: а) напиши названия произведений, фамилию композитора; б) в чем сходство между ними, в чем —
различие?
3. Звучит джазовая импровизация «К Жако» Дж. Рейнхардта.
Вопрос: а) к какой музыке — «серьезной» или «легкой» можно отнести это произведение? (Нужное — подчеркни.)
Объясни свой выбор.
4. Назови известных тебе певцов-исполнителей, которые аккомпанируют себе на гитаре.
5. Назови полюбившиеся тебе песни из программы по музыке для IV класса.
6. К какому знакомому тебе музыкальному произведению относятся эти слова (учитель читает): «Эта гениальная
музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, включенная в программу наряду с
другими симфоническими произведениями. Она и в таком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой
своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того,
как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное
нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды
солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень
точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва

____________________________________________________________________________
5. Мои любимые песни
____________________________________________________________________________
6. а) Название произведения
б) Фамилия композитора
в) Принцип развития
7. Мои любимые музыкальные произведения
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».