Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыка По предмету (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее, 6 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов Уровень Учитель: 34ч базовый (базовый, профильный) Кокорин Евгений Васильевич ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: -Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г. -Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс» -Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г. -Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г. -«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г. -«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г. Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Задачи: - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; - освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Результаты изучения предмета «Музыка» В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года. Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Метапредметные результаты: Познавательные: Учащиеся научатся: логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств; применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения; осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаковосимволическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников. Предметные результаты: У учащихся будут сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Учащиеся научатся: активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей; слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края); наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия; моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»; использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; воплощать художественно-образное содержание, интонационномелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности; планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании; Учащиеся получат возможность научиться: ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий; творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Личностные УУД: - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; - осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; - личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; - понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах. Регулятивные УУД: - самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; - сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета. Познавательные УУД: - стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; - формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; -усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства; - применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Коммуникативные УУД: - решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; - формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; - формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; - развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки; - совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов. Информационные УУД: -владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом; - самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача; - ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации; - применение для решения учебных задач, проектноисследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет; - увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры. Содержание программы Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются: 1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей. 2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии. 3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. 4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений. 5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус. 6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы. 7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений. 8. Формирование у учащихся умения решать музыкальнотворческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др. Виды музыкальной деятельности музыкальных произведений, музыкальные викторины, урокиконцерты. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения; - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; - метод перспективы и ретроспективы; -метод игры. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств. Приоритетным направлением содержания программы и УМК попрежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса - понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; - иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; - знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений; - уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная; - владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений; - анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; - раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; - развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов); -применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока дата Название раздела/ темы урока Основное содержание урока Планируемые результаты освоения темы. Личностные метапредметные Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) 1 Удивител Что роднит Умение 01.09 ьный мир музыкальную и Углубление самостоятельно музыкаль разговорную речь? представления ставить новые ных (Интонация). о неразрывном учебные задачи образов. Мелодия – душа единстве на основе музыки. музыки и развития Музыкальный образ жизни. познавательны – это живое Развитие х мотивов и обобщённое познавательног интересов; представление о о интереса. Анализ действительности, собственной выраженное в учебной музыкальных деятельности и интонациях. внесение Классификация необходимых музыкальных корректив для жанров: вокальная и достижения инструментальная запланированн музыка. ых результатов; предметные учащиеся Учащиеся получат научатся возможность научиться Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительност и, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальн ой музыке. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительску ю интерпретацию замысла композитора. Владеть - Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе 2 08.09 Образы романсов и песен русских композит оров Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова; Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник; Мама. Из вокальноинструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина. Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественно го наследия народов России, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Развивать интерес к художественно й деятельности. 3 15.09 Два музыкаль ных посвящен Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки Понимание социальных функций музыки Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированн ых результатов; Умение определять понятия, в обобщать, навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующе му жанру и стилю — народная, композиторская. Знать/понимать: способы создания различных - Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез. - Умение задавать вопросы. - Умение отвечать на вопросы. формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя ия 4 22.09 «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальсфантазия» М.Глинки. жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; устанавливать аналогии, классифициров ать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений. Портрет в Романс «Я помню музыке и чудное мгновенье» и живописи «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительно м искусстве. Использование разных источников информации, ИКТ; Самостоятельн ый выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанрово- Объяснять, как Выявлять своеобразие форма и приёмы почерка М.И.Глинки. развития музыки могут раскрывать образы сочинений. стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторски х школ; 5 29.09 «Уноси моё сердце в звенящую даль» Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Милая моя». Проявлять эмоциональну ю отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательны х мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами. 6 06.10 Музыкаль ный образ и мастерств о исполнит еля Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин». Совершенствов ание художественно го вкуса. Осознание своей этнической принадлежност и, знание культуры своего народа, усвоение гуманистическ их, традиционных ценностей многонационал ьного российского общества. 7 Обряды и обычаи в фольклор е и в творчеств е композит ов Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Понимание социальных функций музыки (познавательно й, коммуникативн ой, эстетической, практической, воспитательной , зрелищной и др.) в жизни 13.10 Размышление о взаимодействи и музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям однокласснико в в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальны х и коллективных Самостоятельн ый выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанровостилевой анализ сочинений0 в музыкальные впечатления в рисунке. Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокальнохоровой работы. Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности. Осваивать навыки вокально-хоровой работы. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Определять жизненнообразное содержание музыкальных произведений различных жанров; Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных 8 20.10 Песня-диалог. людей, процессе Воплощение обряда общества, в восприятия и свадьбы в операх своей жизни; исполнения русских музыки композиторов. различных эпох, стилей, жанров, композиторски х школ. Образ Знакомство с Осмысление Владеть песен вокальным стилем взаимодействи музыкальными зарубежн бельканто. Освоение я искусств как терминами и ых вокального и средства понятиями в композит инструментального расширения пределах оров. жанров – баркаролы представлений изучаемой Искусств (песни на воде). о содержании темы; о Музыкальные музыкальных Самостоятельн прекрасно образы песен образов, их ый выбор го пения. Ф.Шуберта, М.И. влиянии на целей и Глинки. духовноспособов М.И.Глинка нравственное решения «Венецианская становление учебных задач ночь», личности. (включая Ф.Шуберт интонационно«Форель», образный и «Серенада (№4 из жанрововок. цикла лебединая стилевой песня). анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторски х школ. произведений к соответствующе му жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто. Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений; Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. 9 27.10 10 Романтизм в Старинно западноевропейской й песни музыке. Взаимосвязь мир музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. Народное искусство Древней Проявлять эмоциональну ю отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Проявление творческой инициативы и самостоятельно сти в процессе овладения учебными действиями; Самостоятельн ая работа в рабочих тетрадях; Особенности Чувство Умение развития народной гордости за определять музыки Древней свою Родину, понятия, Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; определять приёмы развития музыкального произведения; выявлять средства выразительности и изобразительнос ти музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. Определять жизненнообразное содежание музыкальных произведений разных жанров; Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературномузыкальных композиций. Знать особенности развития Разыгрывать песни. Владеть народные навыками Руси 10.11 11 17.11 Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской » Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.РимскогоКорсакова, «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши». российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежност и; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационал ьного российского общества. обобщать, устанавливать аналогии, классифициров ать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций ; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательн ых ресурсах и Интернете. Духовная и Вхождение Стремление к светская обучающихся в приобретению музыкальная мир духовных музыкальнокультура России во ценностей слухового второй половине музыкального опыта общения XVII в. и XVIII в. искусства, с известными и Духовная музыка влияющих на новыми русских выбор музыкальными композиторов: наиболее произведениям хоровой концерт.. значимых и различных Характерные ценностных жанров, стилей особенности ориентаций народной и духовной музыки. личности; профессиональ народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи; Уметь называть народные музыкальные инструменты. музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений. Знать: основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт, фреска, Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения; Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере 12 24.11 «Перезво ны». Молитва. Основные жанры религиознодуховной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны». Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира ной музыки, орнамент. познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. исполнения. Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки. Проявлять эмоциональну ю отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно -творческой, исследовательс кой деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и Уметь эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационножанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. 13 01.12 «Небесно е и земное» в музыке Баха. Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины. Участие в музыкальной жизни класса, школы Осуществлять поиск музыкально – образовательно й информации в сети Интернета; 14 Образы Углубление скорби и понимания печали особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокальноинструментальных жанров – кантаты, Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициров ать, 08.12 Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургическо го развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. Знать понятия: кантата, реквием, полифония; Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу. Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Приводить примеры преобразующего влияния музыки; Наблюдать за развитием музыкальных образов. реквиема. Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.) 15 15.12 «Фортуна правит миром» современного мира; Целостный, социально ориентированн ый взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Знакомство со Развитие сценической эстетического кантатой К.Орфа сознания через «Кармина Бурана» освоение художественно го наследия, творческой деятельности эстетического характера. самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема. Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки. Самостоятельн ый выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационнообразный и жанровостилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторски х школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. Знать: особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна; -кто такие ваганты. Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационнообразный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки; Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. 16 22.12 Авторска я песня: прошлое и настояще е Взаимопроникновен ия «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентифик ации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. Формирование навыков сотрудничества , совместной работы в парах или группы; Совершенствов ание видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственноэстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и Знать: историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни; - имена авторов бардовской пени. Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл; Приводить примеры преобразующего влияния музыки. способам действий. 17 29.12 Джаз – История развития искусство джазовой музыки, её 20 века истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. Самостоятельн ый выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационнообразный и жанровостилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки; Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) 18 Вечные Особенности Вхождение Планирование темы трактовки обучающихся в собственных Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительску ю интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы. Знать понятия: Выразительно исполнять вокальная и песни. Размышлять о 12.01 искусства и жизни драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействи я музыки с другими видами искусства, участия в художественно й и проектноисследовательс кой деятельности. инструментальн ая музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; основные принципы развития музыкального произведения. музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. 19 19.01 Могучее царство Ф.Шопен а. Вдали от Родины. Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежност ь произведений, выявлять единство родного, национального и Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа; Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно- Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры. Проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений. этюдах). общечеловечес Инструментальная кого. баллада – жанр романтического искусства. 20 26.01 Ночной пейзаж. Ноктюрн. Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2. Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов. образного и жанровостилевого анализа произведений ф.Шопена; Ориентация в информационн ых потоках с целью отбора музыкальной и другой художественно й информации, распространяе мой по каналам СМИ. Установление аналогий, классификация, самостоятельн ый выбор критериев для классификации , установления причинноследственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений , выводов об особенностях жанра ноктюрна. Знать понятие ноктюрн. Уметь проводить интонационнообразный анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности . Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкальнопластическом движении) различные музыкальные образы. 21 22 02.02 23 09.02 Инструме нтальный концерт Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопониман ия; этические чувства доброжелатель ности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. Совершенствов ание учебных действий самостоятельно й работы с музыкальной и иной художественно й информацией, инициирование взаимодействи я в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкальнотворческой деятельности (индивидуальн ой и коллективной); Космичес Стилевое Развитие Расширение с кий многообразие эстетического помощью пейзаж. музыки ХХ сознания через Интернета Быть столетия. освоение представлений может вся Образ-пейзаж. художественно о концертноприрода – Приемы развития го наследия музыкальных мозаика современной других стран; традициях цветов. музыки. Формирование разных стран Выразительность и целостного мира; Знать понятие инструментальн ый концерт, особенности стиля барокко; Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах; проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. Осознать взаимопроникно вение и смысловое единство слова, музыки, изобразительног о искусства, а также легкой и Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационнообразного и жанровостилевого анализа; Определять по характерным признакам принадлежность изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкальног о инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира. Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений. серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. 24 Образы симфонич еской музыки. «Метель» 25 .Музыкал ьные иллюстра ции к 26 повести А.С.Пушк 16.02- ина. 23.02 Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». Эмоциональноценностное отношение к шедеврам отечественной музыки; Формирование коммуникативн ой, информационн ой, социокультурн ой компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственнодуховных ценностей: семья, долг, нравственный выбор; развитие патриотически х чувств учащихся. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательны х мотивов и интересов; Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез; Оценивать свои возможности в решении творческих задач. Уметь: проводить интонационнообразный анализ музыкального произведения; определять форму, приемы развития музыки, тембры; выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. Осознание русской природы музыки Г.Свиридова; Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. 27 Симфони ческое развитие музыкаль ных образов. 28 «В печали весел, а в 02.03- веселье 16.03 печален». «Связь времен». Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. В. А. Моцарт «Симфония № 40». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. Целостный, социально ориентированн ый взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде. Формирование умения устанавливать аналогии, классифициров ать, самостоятельно устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействи е с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностног о и межкультурног о общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете. Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка. Уметь: называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский; проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений; определять тембры музыкальных инструментов. Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. 29 02.04 Программ ная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». Осмысление взаимодействи я искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовнонравственное становление личности. 30 Увертюра -фантазия П.И.Чайк овского «Ромео и Джульетт а» Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовнонравственной категории; Личностное освоение содержания 31 06.04 13.04 Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественно го языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественно го языка других видов искусства; Использование интернета для поиска дополнительно й информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях. Стремление к приобретению музыкальнослухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениям и различных жанров, стилей Знать: Выявлять характерные понятия: особенности музыкальной увертюра, формы программной программная увертюры, развитие музыка; ассоциативнообразного строение мышления на основе сонатной сопоставления музыки с формы; литературными текстами, имена произведениями живописи, зарубежных скульптуры; композиторов: Определять тембры музыкальных Л.ван Бетховен и инструмент его ов и приемы произведения. музыкально Умение го развития. соотносить эмоциональнообразные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития. Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена руских композиторов: П.И.Чайковский, Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности; Осуществлять исследовательскую художественноэстетическую деятельность; Оценивать собственную противоборствующи х сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». 32 Мир музыкаль 33 ного 27.04- театра. 18.05 музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. народной и профессиональ ной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно -творческой, исследовательс кой деятельности. Взаимопроникновен Понимание Умение ия «легкой» и социальных самостоятельно «серьезной» музыки, функций ставить новые особенности их музыки учебные задачи взаимоотношения в (познавательно на основе различных пластах й, развития современного коммуникативн познавательны музыкального ой, х мотивов и искусства: мюзикл, эстетической, интересов; рок-опера. практической, Умение Интерпретация воспитательной определять литературного , зрелищной и понятия, произведения в др.) в жизни обобщать, различных людей, устанавливать музыкальнообщества, в аналогии, театральных жанрах: своей жизни; классифициров и их произведения. Понимать значение исполнительско й интерпретации в воплощении художественног о замысла композитора. музыкально-творческую деятельность. Знать: -понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты; - имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения; Уметь определять форму, приемы Проводить интонационнообразный анализ музыкальных произведений; Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов; Выразительно исполнять песни. 34 25.05 Образы киномузы ки. опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновен ие и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рокоперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». Взаимопроникновен ие «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразован ию на основе мотивации к обучению и познанию. ать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации ; умение устанавливать причинноследственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. развития и средства выразительности музыки. Осознание социальных функций киноискусства в распространен ии шедевров музыкальной классики в жизни Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных Знать: -понятия: вокальная и инструментальн ая музыка; - имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная; Выразительно исполнять песни; литературного произведения в различных музыкальнотеатральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновен ие и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. Обобщаю щий урок. Жизнь – единая основа отдельного человека и общества в целом; Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественно го наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. сочинений; Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог; Поиск в Интернете других версий музыкальносценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». Формирование Умение коммуникативн определять И.Дунаевского и их произведения; Проводить интонационнообразный анализ; Определять форму музыкального произведения. Осуществлять исследовательскую художественноэстетическую деятельность. Понимать взаимодействие Уметь передавать свои музыкальные впечатления в художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. ой компетентност и в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательно й и творческой деятельности; Развитие эстетического сознания через освоение художественно го наследия, творческой деятельности эстетического характера. цели, распределять функции и роли участников в художественно м проекте, взаимодейство вать и работать в группе; Применять информационн окоммуникацио нные технологии для музыкального самообразован ия. музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительног о искусства, театра, кино и др.) устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; Защищать творческий исследовательские проекты. Перечень УМК и материально-технического обеспечения. Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: - Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г; - Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г; - «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г; - Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г; - Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г; - «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г - Портреты композиторов, исполнителей; - Дидактический раздаточный материал; - Коллекция цифровых образовательных ресурсов; - Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов; - Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон; - Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов; - Персональный компьютер; - Медиапроектор.