5 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыка

По предмету

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)

основное общее, 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов
Уровень
Учитель:

34ч

базовый

(базовый, профильный)

Кокорин Евгений Васильевич

1.Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по предмету «Музыка»
для 5-х классов
образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования
программами по музыке для основного общего образования, примерными
программами по музыке для основного общего образования и важнейшими
положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурное
условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности
педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего
музыкального образования.
В большей степени программа ориентирована на реализацию
компенсаторной функции искусства: восстановление эмоциональноэнергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок
учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие
музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной
культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного
общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного
мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном
информационном пространстве.
2.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом,
интонационно-образном,
жанрово-стилевом
постижении
школьниками
основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной
традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных
композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным
наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к
искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационнообразной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки
и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой
практике
с
применением
информационнокоммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные
научные исследования , в которых отражается идея познания школьниками
художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе,
как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки
через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства,
произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с
произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей
культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и
другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира,
развитие самосознание ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип
увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителяслушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип
интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы
ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся,
формирование
ценностных
ориентаций,
эмоционально-эстетического
отношения к искусству и жизни.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в
соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане
образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка»
изучается в 5 классе в объеме 34 часа в учебный год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как
история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение
которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств ( в том числе и музыкального
искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в
отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача
музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды,
творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам,
социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы
художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкальнотворческой деятельности, активное включение элементов музыкального
самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым
многообразием классического и современного творчества отечественных и
зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном
этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится
сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов
художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических
представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы
и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний,
расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование
устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и
коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией
музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия
его участников в художественно-педагогическом процессе.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
музыки.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание
им;

-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной
и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и
работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий;
стремление
к
самостоятельному
общению
с
искусством
и
художественному
самообразованию.

Предметные результаты
обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и
отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в
жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую
деятельность
(слушание
музыки,
пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью,
со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.

Содержание программы предмета Музыка» 5 класс
тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема I полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального
искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его
познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с
музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой,

если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль
музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в
песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки:
плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой
окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы
музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие
закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской
профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего
народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь
музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство
музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в
хлебах( 1ч).
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного
народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как
способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки
(наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни,
былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни:
формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности
песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры:
трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные,
сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички.
Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По
содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и
патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые,
колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту,
изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы
сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о
дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни
в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая
внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней.
Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и
исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни
старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось
побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В
песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические
виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни
колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или

«застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об
олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.
Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с
инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к
жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит
Кикимора…» (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как
части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.
Народное творчество как художественная самоценность. Особенности
русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной
музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки:
симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные
сочинения, созданные на основе различных литературных источников
(русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и
особенности устного народного музыкального творчества как части общей
культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество
как художественная самоценность. Особенности русской народной
музыкальной культуры.
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти
сказки» .(1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.
Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов
России и других народов мира, их ярко выраженная национальная
самобытность.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной
звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее
значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки,
не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов,
баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной
баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и
романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление
учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и
произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения
композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о
народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера,
кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл

высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники
только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий:
интерпретация, обработка, трактовка.
Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны»(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые
особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций
русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как
основной прием развития произведения в целом. Определение средств
музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость
музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а
также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны,
судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их
размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной
красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву
гордиться Отечество.
Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь,
красота?»
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и
писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских
композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый
поэт» (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки
драматической и лирической сфер на примере образцов камерной
инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества
поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве
западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает
мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе
драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя,
углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как
композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен
утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое
направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону
исполнения от художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам
того не знаешь» (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира
композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества
поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве
западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием.
Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли,
но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю

сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события.
Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств,
полны многогранных реальных характеров.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки.
Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного
произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и
инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив,
хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить
знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного
спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших
отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В
нем воедино переплетены различные виды искусства: литература,
инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты,
кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство
(театральное действие, костюмы, декорации).
Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре,
кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах
искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть
произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза
литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка –
одно из важнейших средств создания экранного образа реального события,
которое специально инсценируется или воссоздается средствами
мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в
кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение
пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л.
Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры
внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь
сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица,
исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература”
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19 часов)

Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные)
образы. Специфика средств художественной выразительности живописи.
Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым
искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы
древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как
олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и
заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их
драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст.
Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.
Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный
мир, переживания своих героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического
развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление
героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.
Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных
исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся
композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в
произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образноассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в
образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.
Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи
художника. Изобразительность.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных
исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся
композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и
зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность

отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение,
сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С.
Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти)
выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души.
Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере
произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент
национального мировосприятия. Красота звучания колокола,
символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый
композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени,
обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать
многие поколениям русских людей.
Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и
изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки,
изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные
памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 25. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп
инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы
инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки
драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры –
Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки
композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым
искусством. Выразительные возможности различного склада письма
(полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи.
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного
искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.
Католические храмы и органная музыка.
Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.
Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга.
Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка).
Общность языка художественных произведений в музыке и живописи.
Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и
литературы на примере творчества литовского художника - композитора
М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса.
Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ
моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro,
Andante.
Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с
произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и
зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда
раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её
многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не
переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 31. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов –
драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений
различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.
Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического
развития в камерном – инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл
«Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и
художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства.
Интермедия
Урок 33. Мир композитора.
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений
русских и зарубежных композиторов.
Урок 34. С веком наравне.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и
музыки. . Обобщающий урок учебного года (1ч)
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта
школьников, опыт исполнительства.

Основное содержание образования в примерной программе представлено
следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства»,
«Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современно мире:
традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы
на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная,
жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение
художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая
и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в
музыке (вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник;
родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность
музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и
драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни.
Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо,
сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и
художественной формы.
Взаимодействие
музыкальных
образов,
драматургическое
и
интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной
музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка
(знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская
музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.
(основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное
музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы
традиционных
обрядов.
Русская
народная
музыка:
песенное
и
инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы,
образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального
творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое
многообразие
(импрессионизм,
неофольклоризм
и
неоклассицизм).
Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и
симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная
музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, дискомузыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и
зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло,

дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса:
сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный,
академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный,
народных инструментов, эстрадно-джазовый.
6. Тематическое планирование
Разделы, темы, основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Музыка и литература (16 ч)
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка.
Россия, Россия, нет слова красивей... Песня русская в
березах, песня русская в хлебах... Звучащие картины.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...
Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит,
гремит Кикимора... Что за прелесть эти сказки...
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Мелодией одной звучат печаль и радость... Песнь моя
летит с мольбою...
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
Раскрываются следующие содержательные линии:
Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной,
религиозной музыки (музыка русская и зарубежная,
старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств.
Обобщение материала I четверти.
Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны».
Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь,
красота?
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о
мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и
сам того не знаешь... Был он весь окутан тайной —
черный гость...
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие
картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр.
Мюзикл.
Мир композитора.
Раскрываются следующие содержательные линии:
Симфония-действо. Кантата. Средства музыкальной
выразительности. Хор. Симфонический оркестр.
Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста;
флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки.
Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы
развития в музыке. Контраст интонаций.

Выявлять общность жизненных
истоков и взаимосвязь музыки и
литературы.
Проявлять эмоциональную
отзывчивость, личностное
отношение к музыкальным
произведениям при их восприятии и
исполнении.
Исполнять народные песни, песни о
родном крае современных
композиторов; понимать
особенности музыкального
воплощения стихотворных текстов.
Воплощать художественнообразное содержание музыкальных и
литературных произведений в
драматизации, инсценировке,
пластическом движении, свободном
дирижировании.
Импровизировать в пении, игре на
элементарных музыкальных
инструментах, пластике, в
театрализации.
Находить ассоциативные связи
между художественными образами
музыки и других видов искусства
Владеть
музыкальными
терминами и понятиями в пределах
изучаемой темы.
Размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывать суждение об основной
идее, средствах и формах ее
воплощения.
Импровизировать
в
соответствии с представленным
учителем
или
самостоятельно
выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели
между музыкой и другими видами
искусства.
Творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в пении, музыкальноритмическом
движении,
поэтическом слове, изобразительной
деятельности.
Рассуждать об общности и
различии выразительных средств
музыки и литературы.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор,
ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и
литературный портреты. Выдающиеся исполнители
(дирижеры, певцы).
Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое
развитие.
Музыкальный фильм. Литературный сценарий.
Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.
Обобщение материала II четверти.

Определять
специфику
деятельности композитора, поэта и
писателя.
Определять
характерные
признаки музыки и литературы.
Понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.

Музыкальный материал
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Кзтанова. Красно
солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя
Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Во поле
береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Самостоятельно подбирать сходные
и/или контрастные литературные
Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во поле дороженька; А х произведения к изучаемой музыке.
ты, ноченька и др., русские народные песни.
Самостоятельно исследовать жанры
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. русских народных песен и виды
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. музыкальных инструментов.
Определять характерные
черты
Григ.
музыкального творчества народов
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. России и других стран при участии в
Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. народных играх и обрядах, действах
и т.п.
Серебренников, слова В. Степанова.
Исполнять
отдельные
образцы
Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. народного музыкального творчества
своей республики, края, региона и
Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. т.п.
Участвовать
в
коллективной
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. исполнительской
деятельности
Лермонтова.
(пении,
пластическом
Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из интонировании, импровизации, игре
Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина на инструментах — элементарных и
электронных).
«Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.
Передавать
свои
музыкальные
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра впечатления в устной и письменной
форме.
(фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Самостоятельно работать в
творческих тетрадях.
Римс-кий-Корсаков.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена Делиться впечатлениями о
концертах, спектаклях, и т.п. со
года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из сверстниками и родителями.
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Использовать образовательные
ресурсы Интернета для поиска
Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. произведений музыки и литературы.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод Собирать коллекцию музыкальных
и литературных произведений.
А. Плещеева.
Концерт № 1 для фортепиано с
оркестром
ла).
П.
Чайковский.
Веснянка,
украинская
«Проводы
Масленицы».
Сцена
из оперы Н.
Римский-Корсаков.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. С; для
солистов, большого хора, гобоя и ударных
(фрагменты*. В. Гаврилин.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов,
слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И.
Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин,
слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г.
Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы
«Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. Маленькая
ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis
расет. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н.
Римский-Корсаков.
Садко.
Опера-былина
(фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и
Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик.
Балет-феерия
(фрагменты).
П.
Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты).
П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки
музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна,
русский текст М. Подбе-резского. Дуэт лисы А лисы и
кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино».
Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите А лису с
собой. Из музыке к сказке «А лиса в стране чудес»
Слова и музыка В. Высоцкого.

Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выявлять общность жизненных
Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные истоков и взаимосвязь музыки с
струны: молитва, песнь, любовь... Любить. Молиться. литературой и изобразительным
Петь. Святое назначенье... В минуты музыки искусством различными способами
печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов художественного познания мира.
живых...
Соотносить художественноЗвать через прошлое к настоящему. Александр образное содержание музыкального
Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое произведен с формой его
побоище. После побоища.
воплощения.
Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты Находить ассоциативные связи
раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы — между художественными образами
краски, мои краски — напевы... И это все — весенних музыки и изобразительного
дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской искусства.
песенности.
Наблюдать за процессом и
Колокольность в музыке и изобразительном результатом музыкального развития,
искусстве. Весть святого торжества. Древний храм выявляя сходство и различие
златой вершиной блещет ярко...
интонаций, тем, образов в
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
произведениях разных форм и
Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом жанров.
своим он побеждал зло.
Распознавать
художественный
Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.
смысл различных форм построения
Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, музыки.
ныне — Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Участвовать
в
совместной
Оркестр Бетховена играет...
деятельности
при
воплощении
Раскрываются
следующие
содержательные различных музыкальных образов.
действие музыки с изобразительным искусством. Исследовать
интонационноПесенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a образную природу музыкального
искусства.
capella. Солист. Орган.
Исторические события, картины природы, характеры, Самостоятельно : подбирать сходные

и\или контрастные произведения
портреты людей в различных видах искусства.
искусства
Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. изобразительного
(живописи,
скульптуры)
к
изучаемой
Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы.
Выразительность и изобразительность. Песня-плач. музыке.
Определять взаимодействие музыки
Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).
Образ музыки разных эпох в изобразительном с другими видами искусства на
искусстве. Музыкальная живопись и живописная основе осознания специфики языка
музыка.
Мелодия.
Рисунок.
Колорит.
Ритм. каждого из них (музыки, литературы,
искусства. Театра,
Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. изобразительного
кино
и
др.)
Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Владеть музыкальными терминами
Тембры инструментов (арфа), оркестр.
и
Концертная симфония. Инструментальный концерт. понятиями в пределах изучаемой
Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
темы.
Роль дирижера в прочтении музыкального
Проявлять
эмоциональную
сочинения. Группы инструментов симфонического отзывчивость,
личностное
оркестра. Выдающиеся дирижеры.
отношение
к
музыкальным
Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. произведениям при их восприятии и
исполнении.
Набросок. Зарисовка.
Использовать различные формы
Обобщение материала III четверти.
музицирования
и
творческих
Застывшая музыка. Содружество муз в храме.
заданий
в
освоении
содержания
Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха
музыкальных произведений.
слышатся мелодии космоса...
Исполнять
песни
и
темы
инструментальных
произведений
Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я отечественных
и
зарубежных
полечу в далекие миры, край вечный красоты... композиторов.
Звучащие картины. Вселенная представляется мне
Различать виды оркестра и
большой симфонией...
группы музыкальных инструментов.
Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе
всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем Анализировать и обобщать
многообразие связей музыки,
воздухе.
О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не литературы и изобразительного
придет никогда, — помните! Звучащие картины.
искусства
В каждой мимолетности вижу я миры... Прокофьев! Воплощать художественно-образн :t
Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная содержание музыки и произведен;:;
живопись Мусоргского.
изобразительного
искусства
в
Мир композитора.
драматизации,
инсценировании,
пластическом движении, свободном
С веком наравне.
Раскрываются следующие содержательные линии: дирижировании.
Органная музыка. Хор a capella Католический собор. Импровизировать в пении, игре,
Православный храм. Духовная музыка. Светская пластике.
музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Формировать личную фонотеку,
Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая библиотеку, видеотеку, коллекцию
изобразительного
гамма.
Звуковая
палитра.
Триптих.
Соната. произведений
искусства.
Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация.
Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в сети
и изобразительного искусства.
Интернет.
Обобщение материала IV четверти.
Самостоятельно
работать
с
Музыкальный материал
обучающими
образовательными
Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с
оркестром (1-я часть). С.Рахманинов. Богородиц Дево, программами.
Оценивать
собственную
радуйся Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.
музыкально-творческую
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». деятельность и деятельность своих
С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. сверстников.
Н. Толстого «Царь Федер Иоаннович». Г. Свиридов.
Защищать творческие
Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт
исследовательские проекты (вне
слова
B. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве, Мария. И.-С. сетки часов)
Бах -Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр
Невский»C. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П
ли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С.

Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор для
фортепиано. С. Рахманинов.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст
B.
Костомарова. Форел-лен-квинтет. Ф. Шуберт.
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих
цветных карандашей. В. Серебренников, слова В.
Степанова.
Сюита-фантазия для двух фортепиано
(фрагменты).C.
Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для
арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини
(классические и современные интерпретации). Concerto
grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного
фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.
Рахманинов.
Вариации
на
тему
Паганини
(фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С.
Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано; Море. Симфоническая
поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова
Р. Рождественского.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты»; Звуки и
запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами
цвета льна. Прелюдии; Кукольный кэк-уок. Из
фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С.
Прокофьев.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г.
Струве, слова И. Исаковой.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере
«Хованщина»; Картинки с выставки. Сюита. М.
Мусоргский (классические современные
интерпретации).
Произведения изобразительного искусства Чувство
звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Покров
Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская.
Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона.
Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский.
Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,
«Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в
кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов. Пейзаж. Д.
Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов. Формула весны. П.
Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве.
Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С.
Коненков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин.
Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков.
Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо.
Ника Самофракийская. Восставший раб.
Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Православные храмы и их внутреннее убранство.
Готические соборы и их внутреннее убранство.
Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих;
Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.
Реквием. Цикл гравюр; Вечно живые. Цикл гравюр. С.
Красаускас.
Впечатление. Восход солнца; Руанский собор в
полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная
увертюра.
Фиолетовый
клин;
Композиция. Казаки. В. Кандинский.

деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки
выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько
воспитывает у школьников умение учиться, направляет их
деятельность, подсказывает пути добывания информации,
присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли
независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе
способов и видов деятельности для достижения поставленной
цели. Они активные участники процесса, а не пассивные
статисты. Происходит формирование конструктивного
критического мышления, которому трудно научить при обычной,
урочной форме обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие
формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как
индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация
(драматизация) художественных произведений, жизненных
впечатлений школьников, творческие работы: изготовление рефератов.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата проведения
План

Факт

Универсальные учебные действия

Характеристика
деятельности учащихся

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание,
саморегуляция.
Познавательные: общеучебные.
Коммуникативные: умение слушать и
вступать в диалог.
Л.: смыслообразование.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: общеучебные, логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог.

Выявлять многосторонние
связи музыки и
литературы

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог.

Воспитывать любовь и
уважение к родному краю,
образ которого воплощен
в произведениях
искусства, развивать
слушательскую и
исполнительскую культуру

Раздел 1. Музыка и литература
1

Что роднит музыку с
литературой

1

03.09

03.09

2

Вокальная музыка
Россия, Россия, нет слова
красивей…

1

08.09

08.09

3

Вокальная музыка
Песня русская в березах,
песня русская в хлебах…

1

15.09

15.09

Воспитывать любовь и
уважение к родному краю,
образ которого воплощен
в произведениях
искусства, развивать
слушательскую и
исполнительскую культуру

С
т
р.
1
1,
в
о
п
р
о
с
ы
С
т
р.
1
3,
в
о

4

Вокальная музыка
Здесь мало услышать, здесь
вслушаться нужно…

1

22.09

22.09

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Воспитывать любовь и
уважение к родному краю,
образ которого воплощен
в произведениях
искусства, развивать
слушательскую и
исполнительскую культуру

5

Фольклор в музыке русских
композиторов
«Стучит, гремит Кикимора…»

1

29.09

29.09

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Знакомство с
произведениями
программной
инструментальной музыки
и вокальными
сочинениями, созданными
на основе различных
литературных источников.

6

Фольклор в музыке русских
композиторов
«Что за прелесть эти
сказки…»

1

06.10

06.10

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание,
саморегуляция.
Познавательные: общеучебные.
Коммуникативные: умение слушать и

Знакомство с
произведениями
программной
инструментальной музыки
и вокальными

п
р
о
с
ы
В
ы
у
ч
и
т
ь
п
е
с
н
ю
В
ы
у
ч
и
т
ь
п
е
с
н
ю
С
т
р.
2
1,

вступать в диалог.

7

сочинениями, созданными
на основе различных
литературных источников.

в
о
п
р
о
с
ы

К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

под впечатлением
творчества писателя В. М.
Шукшина и близкой по
образному языку народной
музыке, с кантатой «Снег
идет» Г. Свиридова на
стихи Б. Пастернака.

10

Всю жизнь мою несу родину
в душе...
«Скажи, откуда ты
приходишь, красота?»

1

10.11

10.11

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Осознать значимость
музыкального искусства
для творчества поэтов и
писателей, расширение
представлений о
творчестве
западноевропейских
композиторов – Ф.
Шопена, В. Моцарта.

11

Писатели и поэты о музыке и 1
музыкантах
«Гармонии задумчивый поэт»

17.11

17.11

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание,
саморегуляция.
Познавательные: общеучебные.
Коммуникативные: умение слушать и
вступать в диалог.

Осознание значимости
музыкального искусства
для творчества поэтов и
писателей, расширение
представлений о
творчестве
западноевропейских
композиторов – Ф.
Шопена, В. Моцарта.

12

Писатели и поэты о музыке и
музыкантах
«Ты, Моцарт, бог, и сам того

24.11

24.11

Л.: смыслообразование.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.

Более подробное
ознакомления с
особенностями оперного

1

2,
в
о
п
р
о
с
ы
С
т
р.
3
5,
в
о
п
р
о
с
ы
В
ы
у
ч
и
т
ь
п
е
с
н
ю
К
о
н

не знаешь!»

13

П: общеучебные, логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог.

жанра, который возникает
на основе литературного
произведения как
источника либретто
оперы, с разновидностями
вокальных и
инструментальных жанров
и форм внутри оперы
(увертюра, ария,
речитатив, хор, ансамбль),
а так же с исполнителями
(певцы, дирижеры и др.)

с
п
е
к
т
в
т
е
т
р
а
д
и

решении проблем.

15

16

Музыка в театре, кино, на
телевидении

1

15.12

15.12

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

знакомство с жанром
мюзикла, разучивание
отдельные номера
мюзикла «Кошки»
Э.Уэббера, разыгрывание
отдельные сцены.

о
п
р
о
с
ы
В
ы
у
ч
и
т
ь
п
е
с
н
ю

09.01

саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.
Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

18

Небесное и земное в звуках и 1
красках
«Три вечные струны:
молитва, песнь, любовь…»

09.01

19

Звать через прошлое к
настоящему
«Александр Невский». «За
отчий дом за русский край».

1

12.01

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание,
саморегуляция.
Познавательные: общеучебные.
Коммуникативные: умение слушать и
вступать в диалог.

20

Звать через прошлое к
настоящему

1

19.01

Л.: смыслообразование.
Р: контроль, коррекция,

изобразительного
искусства

р.
7
9

Раскрыть отношение
композиторов и
художников к родной
природе, духовным
образам древнерусского и
западноевропейского
искусства; развить
интонационно-слуховой
опыт на основе метода
интонационно-стилевого
анализа, действие
которого проявляется в
намеренном соединении
произведений различных
эпох, национальных и
индивидуальных стилей.
Изучение кантаты
«Александр Невский» С.С.
Прокофьева,
сопоставление героикоэпических образов музыки
с образами
изобразительного
искусства.

С
т
р.
8
7,
в
о
п
р
о
с
ы

Изучение кантаты
«Александр Невский» С.С.

С
т
р.
9
3,
в
о
п
р
о
с
ы
В
ы

«Ледовое побоище». «После
19.01побоища».

21

саморегуляция.
П: общеучебные, логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог.

Прокофьева,
сопоставление героикоэпических образов музыки
с образами
изобразительного
искусства.

у
ч
и
т
п
е
с
н
ю

р
о
с
ы
23

сопоставление
произведений скрипичной
музыки с живописными
полотнами художников.
25

произведениями других
видов искусств по стилю.

28

Полифония в музыке и
живописи

1

06.04

Л.: смыслообразование.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: общеучебные, логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог.

Продолжить знакомство с
творчеством И.С. Баха, его
полифонической музыкой

29

Музыка на мольберте

1

13.04

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог.

Расширить представления
о взаимосвязи и
взаимодействии музыки,
изобразительного
искусства, литературы на
примере творчества
литовского композитора и
художника М. Чюрлёниса

т
в
т
е
т
р
а
д
и
К
о
н
с
п
е
к
в
т
е
т
р
а
д
и
К
о
н
с
п
е
к
т
в
т
е

30

Импрессионизм в музыке и
живописи

1

20.04

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Раскрыть особенности
импрессионизма как
художественного стиля,
взаимодействие и
взаимообусловленность
импрессионизма в музыке
и живописи на примере
художников –
импрессионистов и музыки
К. Дебюсси.

31

О подвигах, о доблести, о
славе...

1

27.04

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Способствовать развитию
исторической памяти
подростков на основе
освоения различных видов
искусств, раскрывающих
тему защиты Родины;
продолжить знакомство с
жанром Реквиема.

т
р
а
д
и
К
о
н
с
п
е
к
т
в
т
е
т
р
а
д
и
К
о
н
с
п
е
к
т
в
т
е
т
р
а

32

В каждой мимолетности вижу
я миры...

1

04.05

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Знакомство с образным
миром произведений С.
Прокофьева и М.
Мусоргского; расширить и
углубить понимание
своеобразия их
творчества.

33

Мир композитора.

1

11.05

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Обобщить представления
о стилевом сходстве и
различии произведений
русских и зарубежных
композиторов.

34

С веком наравне.

1

18.05

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем.

Обобщение музыкальных
представлений о
взаимодействии
изобразительного
искусства и музыки

д
и
В
ы
у
ч
и
т
ь
п
е
с
н
ю
В
ы
у
ч
и
т
ь
п
е
с
н
ю
П
о
в
т
о
р
и
т
ь

и
з
у
ч
е
н
н
о
е
з
а
у
ч
е
б
н
ы
й
г
о
д
Обобщающий урок учебного
года

25.05
ФАКУЛ
ЬТАТИВ

Л: самоопределение.
Р: контроль, коррекция,
саморегуляция.
П: логические.
К: умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
решении проблем

Обобщение музыкальных
представлений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».