Химия 8-9 классы

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
Химия
Класс

8-9 класс

Количество часов

136 часов

Будогощь

1

АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе
фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам
освоения основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897, от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»); примерной программы основного общего образования по химии,
авторской учебной программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцова (Химия. 7-9 классы. М.:
Дрофа, 2017).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и
учебно-методического комплекта, созданных коллективом авторов под руководством О.С.
Габриеляна.
Программа курса химии для обучающихся 8 – 9 классов общеобразовательных
учреждений рассчитана на 2 года обучения, которые включают 136 учебных часов из
расчета 2 часа в неделю (68 часов в 8 классе, 68 часов в 9 классе).
Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса Химии
1. Формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной
картины мира;
2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3. Выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирования отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
4. Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни.
Задачи:
1. Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
2. Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
4. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач
в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
6. Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость химического знания для каждого человека независимо от его
профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
7. Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и
2

процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной,
технической среды, используя для этого химические знания;
8. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем,
принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных
навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
•
•

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами,
получением и применением веществ;
•
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
•
Объясняющая
и
прогнозирующая
роль
теоретических
знаний
для
фактологического материала химии элементов;
•
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи
превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в
химической эволюции;
•
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность
управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные
способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.
•
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки,
успехи практики обусловлены достижениями науки;
•
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам
человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны
способствовать решению глобальных проблем современности.
Сроки реализации: данная рабочая программа по предмету рассчитана на 2 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИИ
Освоение курса химии на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты освоения основной
основного общего образования должны отражать:

образовательной

программы

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
3

с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
4

3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
5. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Выпускник получит возможность научиться:
1. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
2. самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
3. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
4. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
5. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности.
6. владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
2. выявлять причины и следствия простых явлений.
3. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
5. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
6. составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
7. преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
8. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
1. соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
2. пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении),
диалоге, дискуссии.
3. формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
4. координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего.
5. устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор.
6. спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
5

7. осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
8. организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие
способы работы.
9. умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно
сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу
сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
10. учитывает разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
1. продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
3. брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
4. владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
5. следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности.
6.создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
В результате изучения курса химии в основной школе:
Выпускник научится:
 характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
 описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая
реакция», используя знаковую систему химии;
 раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярной теории;
 различать химические и физические явления;
 называть химические элементы;
 определять состав веществ по их формулам;
 определять валентность атома элемента в соединениях;
 определять тип химических реакций;
 называть признаки и условия протекания химических реакций;
6

 выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
 составлять формулы бинарных соединений;
 составлять уравнения химических реакций;
 соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
 пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и
водорода;
 получать, собирать кислород и водород;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
 раскрывать смысл закона Авогадро;
 раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
 характеризовать физические и химические свойства воды;
 раскрывать смысл понятия «раствор»;
 вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
 приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
 называть соединения изученных классов неорганических веществ;
 характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
 определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
 составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
 проводить опыты, подтверждающие
неорганических веществ;

химические

свойства

изученных

классов

 распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
 характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
 раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
 объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп;
 характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

7

 составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева;
 раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
 характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
 определять вид химической связи в неорганических соединениях;
 изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами
химических связей;
 раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты»,
«электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
 определять степень окисления атома элемента в соединении;
 раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
 объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена;
 составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
 определять возможность протекания реакций ионного обмена;
 проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
 определять окислитель и восстановитель;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
 называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
 классифицировать химические реакции по различным признакам;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
 проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
 распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
 называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол,
глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая
кислота, глюкоза;
 оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
 определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических
веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
8

 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
 прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
 выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
 использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
 критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
 осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека;
 создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИИ

8 класс
Введение
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент,
моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и
представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах,
простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль
химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль
отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова,
А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их
названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и
молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в
веществе на основе его формулы.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура:
малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное
пособие для получения сведений о химических элементах.
9

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества
по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в
веществе по его формуле.
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта—Бриглеба) различных
простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция
материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой
и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и
растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с
фильтровальной бумаги.
Тема 1. Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о
строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда.
Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса.
Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических
элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное
определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного
химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых
периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение
атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера
периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического
элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные
атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических
свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной
связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов
между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная
неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных
соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о
валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи.
Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по
формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических
кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего
микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление
модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Тема 2. Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических
элементов Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо,
алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

10

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода,
водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов —
водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых
веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.
Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого
понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем
газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и
киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и
киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,
«молярный объем газов», «число Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим
формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная
масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и
красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль.
Молярный объем газообразных веществ.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление
с коллекцией неметаллов.
Тема 3. Соединения химических элементов
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение
степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных
соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр.
Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их
состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители
щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных
реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот:
серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски
индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость
солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость
свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей.
Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента
смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси
веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе
растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого
вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора
с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели
кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно11

щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный
индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление
со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение pH
растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на
срезе плодов. 13. Ознакомление с коллекцией солей. 14. Ознакомление с коллекцией
веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей
кристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при
постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии:
дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и
центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции.
Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света —
реакции горения. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и
коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества,
массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.
Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора
с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю
примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций.
Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические
реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности
металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций
между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их
солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания
реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения —
электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и
неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие
«гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена –
гидролиз веществ.
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или
количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих
в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества,
объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего
определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема)
продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка
иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых
веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение
магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в)
получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д)
взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение
перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и
каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

12

Лабораторные опыты. 16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17.
Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом.
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2.
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
(домашний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки
химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в
растворе.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и
кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости
растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и
пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень
электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения
реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями
—реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете
теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств
оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с
солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств
солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных
классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом
электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете
окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение
окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной
кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и
сероводородной воды.
13

Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата
серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20.
Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24.
Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами
неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства
нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. 29.
Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. 30. Взаимодействие кислотных оксидов с
щелочами. 31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с
кислотами. 33. Взаимодействие солей с щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями. 35.
Взаимодействие растворов солей с металлами.
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов
6. Решение экспериментальных задач.
Примерные объекты экскурсий.
Музеи минералогические, краеведческие, художественные, мемориальные
музеи выдающихся ученых-химиков. Химические лаборатории образовательных
учреждений среднего и высшего профессионального образования (учебные и научные),
научно-исследовательских организаций. Водоочистные сооружения. Экскурсии в природу.
Примерные направления проектной деятельности обучающихся.
1. Работа с источниками химической информации — исторические обзоры
становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность
выдающихся ученых-химиков. 2.Аналитические обзоры информации по решению
определенных научных, технологических, практических проблем. 3. Овладение основами
химического анализа. 4. Овладение основами неорганического синтеза.

9 класс
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории
электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические
ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного
элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра,
мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и
микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций
по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ»,
«тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов,
образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора».
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблицы Д.И. Менделеева. Модели атомов
элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез).
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.
Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих
14

веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры
реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ.
Ингибирование.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его
свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов
Д.И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4.
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере
взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от
концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной
кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от
площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8.
Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на
примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной
температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и
каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование
взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 1. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические
свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в
электрохимическом ряду напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы
их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие
способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества.
Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды,
карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение
атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения
щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты,
нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого
вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер.
Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его
соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы
сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и
магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов
железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.
13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование
его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18.
Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III)
и изучение их свойств.
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений
1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
15

Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе
химических
элементов
Д.И.
Менделеева,
особенности
строения
атомов,
электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое
строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов.
Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода,
его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства
воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические
свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые
фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и
основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и
иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли,
их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,
свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды
азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты,
проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их
применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота,
фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение.
Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ,
их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.
Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений
кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие
галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их
солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ
или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений
хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства
сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21.
Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или
медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24.
Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26.
Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенидионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в
кислороде. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32.
Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на
воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38.
Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в
гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремниевой
кислоты и изучение ее свойств.
16

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов
2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы галогенов и кислорода».
3. Получение, собирание и распознавание газов. 4. Решение экспериментальных задач по
теме «Подгруппы азота и углерода».
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к
государственной итоговой аттестации (ГИА)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в
свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения
и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав
реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект;
изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление
протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость
химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла,
неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты,
амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в
свете теории электролитической диссоциации.
Примерные объекты экскурсий.
Музеи минералогические, краеведческие, художественные, мемориальные
музеи выдающихся ученых-химиков. Химические лаборатории образовательных
учреждений среднего и высшего профессионального образования (учебные и научные),
научно-исследовательских организаций. Водоочистные сооружения. Экскурсии в природу.
Примерные направления проектной деятельности обучающихся.
1. Работа с источниками химической информации — исторические обзоры
становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность
выдающихся ученых-химиков. 2.Аналитические обзоры информации по решению
определенных научных, технологических, практических проблем. 3. Овладение основами
химического анализа. 4. Овладение основами неорганического синтеза.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название темы

17

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства
19
1
1
растворов электролитов
зачет
Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов
часы распределены в тему №6
электролитов
Проектная деятельность
2
9 класс (68 часов)
Введение. Общая характеристика
10
зачет
химических элементов и химических
реакций. Периодический закон и
Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Тема 1. Металлы
17
1
1
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их
часы распределены в тему №1.
соединений
Тема 3. Неметаллы
29
3
1
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений
часы распределены в тему №3.
неметаллов
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс
10
1
основной школы. Подготовка к ГИА.
Проектная деятельность
2

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».