Курс по выбору Естествознание

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору
«Естествознание»
Класс

11класс

Количество часов

34 часа

Будогощь

1

АННОТАЦИЯ
Рабочая программа курса по выбору «Естествознание» составлена на основе
Фундаментального ядра содержания среднего общего образования, Требований к
результатам

среднего

общего

образования,

представленных

в

Федеральном

Государственном Стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки от
17.05.2012г. № 413); примерной программы среднего общего образования по химии и
биологии, авторской учебной программы О.С. Габриеляна (Химия. 10-11 классы. М.:
Дрофа, 2017), авторской учебной программы В.И. Сивоглазова (Биология. 10-11 классы.
М.: Просвещение, 2017). кодификатора элементов содержания по химии и биологии для
составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
и рассчитана на 34 учебных часа.
Предлагаемый курс рассчитан на обучающихся11 класса, которые сделали выбор
соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии и
биологии.

Теоретической

базой

служит

курс

химии

и

биологии

средней

общеобразовательной школы (базовый уровень). При реализации программы курса по
выбору акцентируется внимание на те вопросы, которые в базовом курсе химии и
биологии средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются
совсем, но входят в КИМы ЕГЭ по данным предметам. Задания подобраны с учетом
демонстрационных версий КИМов предыдущих лет, что позволяет в том числе
подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Цель курса: расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков у
обучающихся по решению заданий в форме ЕГЭ по химии и биологии, развитие
познавательной активности и самостоятельности, создание ситуации успеха при
подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
В качестве основной формы организации учебных занятий предполагается
проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала,
а также решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного
материала предусмотрены уроки-практикумы с преобладанием самостоятельной формы
работы обучающихся. Формами контроля за уровнем усвоения учебного материала
обучающимися являются промежуточные и итоговые диагностические контрольные
работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО
ВЫБОРУ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» В 11 КЛАССЕ
В результате освоения программы курса по выбору обучающиеся должны достичь
следующих результатов.
2

Личностные результаты:
1. Ценностное отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
2. Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной
траектории;
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения программы курса по выбору является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
Ученик получит возможность научиться:
1. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
процессе самостоятельной деятельности.
2. владеть основами самоконтроля и самооценки.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
1) умению работать с разными источниками информации: текстом учебника,
справочниками, ресурсами Интернета, анализировать и оценивать достоверность
информации, преобразовывать ее из одной формы в другую;
2) давать определения понятиям,
структурировать материал;

анализировать,

классифицировать,

объяснять,

3) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей; доказывать, защищать свои идеи.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
1) умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
2) интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
3) умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Предметные результаты:

3

– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека;
–

раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его
основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими
веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их
составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как
носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к
определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства
типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и
объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о
типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для
безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и
природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука,
ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной
кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов
и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и
лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
–

приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

– приводить примеры окислительно-восстановительных
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

реакций

в

природе,

– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические
свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по
продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
4

– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как
науки на различных исторических этапах ее развития;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения
химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для
обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного
состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием
при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний.

5

 приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
 представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение
о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
 характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
 сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
 решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
 решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
 решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
 устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности.

6

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в
периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения
их атомов.
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их
положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и
особенностями строения их атомов.
Характерные
химические
свойства
простых
веществ-металлов:
щелочных,
щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов,
кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов.
Характерные химические свойства кислот.
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на
примере соединений алюминия и цинка).
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная.
Гомология.
Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола.
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов;
фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных
эфиров.
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и
аминокислот.
Биологически важные
полисахариды), белки.

вещества:

жиры,

углеводы

(моносахариды,

дисахариды,

Взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; органических веществ.
Тема 3. Химическая реакция
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение
химического равновесия под действием различных факторов.
Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты.
Реакции ионного обмена.
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
7

Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В.
Марковникова.
Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения: углеводородов;
кислородсодержащих соединений.
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов: неорганических веществ;
углеводородов и кислородосодержащих органических соединений.
Тема 4. Познание и применение веществ и химических реакций
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила
безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами
бытовой химии.
Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Определение характера среды
водных растворов веществ. Индикаторы.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы
органических соединений.
Общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического
производства (на примере промышленного получения аммиака, серной и азотной кислот,
чугуна и стали, метанола). Промышленное получение веществ и охрана окружающей
среды.
Природные источники углеводородов, их переработка.
Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических
каучуков, волокон).
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе
раствора с известной массовой долей.
Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или
объёму одного из участвующих в реакции веществ.
Расчеты: теплового эффекта реакции.
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ
дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ
дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Нахождение молекулярной формулы вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Итоговый контроль знаний и умений.

8

эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный,
популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы.
Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического
состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, движение,
рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Тема 2. Клетка как биологическая система
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании
естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение
организмов основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.
Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная
характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций
неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов,
липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме
человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа
ее целостности.
Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Энергетический и
пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и
дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и
темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих
бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный
характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и
функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток.
Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление
клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
Тема 3. Система и многообразие органического мира
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии
– возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний,
вызываемых бактериями.

9

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для
получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе
грибов и лишайников.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение
растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на
рисунках) органов растений.
Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль
растений в природе и жизни человека.
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика
основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения,
жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека.
Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Тема 4. Экосистемы и присущие им закономерности
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их
значение. Антропогенный фактор.
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль.
Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети
питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи
веществ и энергии (цепей и сетей питания)
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость
и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ
– основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем.
Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы,
основные отличия от природных экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое
вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический
круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных
царств. Эволюция биосферы.
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение
озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.).Проблемы устойчивого
развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Правила поведения в природной среде.
10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название темы
Раздел «Химия»
Тема 1. Химический элемент
Тема 2. Вещество
Тема 3. Химическая реакция
Тема 4. Познание и применение веществ и химических реакций
Раздел «Биология»
Тема 1. Биология как наука
Тема 2. Клетка как биологическая система
Тема 3. Система и многообразие органического мира
Тема 4. Экосистемы и присущие им закономерности
Итого

Количество
часов
16
1
7
5
3
18
1
7
6
4
34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».