Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Естествознание» Класс 11класс Количество часов 34 часа Будогощь 1 АННОТАЦИЯ Рабочая программа курса по выбору «Естествознание» составлена на основе Фундаментального ядра содержания среднего общего образования, Требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки от 17.05.2012г. № 413); примерной программы среднего общего образования по химии и биологии, авторской учебной программы О.С. Габриеляна (Химия. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2017), авторской учебной программы В.И. Сивоглазова (Биология. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2017). кодификатора элементов содержания по химии и биологии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и рассчитана на 34 учебных часа. Предлагаемый курс рассчитан на обучающихся11 класса, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии и биологии. Теоретической базой служит курс химии и биологии средней общеобразовательной школы (базовый уровень). При реализации программы курса по выбору акцентируется внимание на те вопросы, которые в базовом курсе химии и биологии средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в КИМы ЕГЭ по данным предметам. Задания подобраны с учетом демонстрационных версий КИМов предыдущих лет, что позволяет в том числе подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ. Цель курса: расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков у обучающихся по решению заданий в форме ЕГЭ по химии и биологии, развитие познавательной активности и самостоятельности, создание ситуации успеха при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ. В качестве основной формы организации учебных занятий предполагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решение задач и упражнений по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала предусмотрены уроки-практикумы с преобладанием самостоятельной формы работы обучающихся. Формами контроля за уровнем усвоения учебного материала обучающимися являются промежуточные и итоговые диагностические контрольные работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» В 11 КЛАССЕ В результате освоения программы курса по выбору обучающиеся должны достичь следующих результатов. 2 Личностные результаты: 1. Ценностное отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; 2. Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории; 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметными результатами освоения программы курса по выбору является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Ученик научится: 1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; 2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; 3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; 4. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; Ученик получит возможность научиться: 1. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в процессе самостоятельной деятельности. 2. владеть основами самоконтроля и самооценки. Познавательные УУД: Ученик научится: 1) умению работать с разными источниками информации: текстом учебника, справочниками, ресурсами Интернета, анализировать и оценивать достоверность информации, преобразовывать ее из одной формы в другую; 2) давать определения понятиям, структурировать материал; анализировать, классифицировать, объяснять, 3) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; доказывать, защищать свои идеи. Коммуникативные УУД: Ученик научится: 1) умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; 2) интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 3) умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Предметные результаты: 3 – раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека; – раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова; – понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов; – объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении; – применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению; – составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений; – характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; – приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения; – прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности; – использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности; – приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна); – проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств; – владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием; – устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов; – приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека; – приводить примеры окислительно-восстановительных производственных процессах и жизнедеятельности организмов; реакций в природе, – приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; – проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав; – владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; 4 – осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития; – объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ; – устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения; – устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. 5 приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности. 6 Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология. Классификация и номенклатура органических соединений. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, алкенов, диенов, алкинов. Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные полисахариды), белки. вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, Взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; органических веществ. Тема 3. Химическая реакция Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты. Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). 7 Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения: углеводородов; кислородсодержащих соединений. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; углеводородов и кислородосодержащих органических соединений. Тема 4. Познание и применение веществ и химических реакций Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений. Общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной и азотной кислот, чугуна и стали, метанола). Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Природные источники углеводородов, их переработка. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон). Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества. Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Итоговый контроль знаний и умений. 8 эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция. Тема 2. Клетка как биологическая система Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза. Тема 3. Система и многообразие органического мира Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. 9 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека. Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных. Тема 4. Экосистемы и присущие им закономерности Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания) Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.).Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С КОЛИЧЕСТВОМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ Название темы Раздел «Химия» Тема 1. Химический элемент Тема 2. Вещество Тема 3. Химическая реакция Тема 4. Познание и применение веществ и химических реакций Раздел «Биология» Тема 1. Биология как наука Тема 2. Клетка как биологическая система Тема 3. Система и многообразие органического мира Тема 4. Экосистемы и присущие им закономерности Итого Количество часов 16 1 7 5 3 18 1 7 6 4 34 11