Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета География Класс Количество часов 5-9 класс 272 часов Рабочую программу составил(а): учитель Капустина Р.Н. Результаты освоения программы. Личностные результаты: - Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - Формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. Метапредметными результатами изучения всего курс географии является формирование УУД (универсальные учебные действия): Личностные - Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности - Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране Регулятивные - Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; - Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации. Познавательные - Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; Коммуникативные - Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Предметные - формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; - формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; - формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; - овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. В связи с тем, что учебный план школы рассчитан на 34 недели, то и учебный план рабочей программы составлен на 34 недели. Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность работы учащихся, то в календарно-тематическом планировании для 5 класса будет внесено 6 практических работ. Резерв учебных часов авторской программы распределён следующим образом: 1 час на «Введение», 2 часа на тему «Земля и её изображение». 1. Содержание учебного предмета «Введение в географию» 5 класс (1ч в неделю, всего 34 ч, из них 3 ч. – резервное время) Тема 1. Наука география (2 часа) География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. Практические работы: 1. Организация наблюдений за погодой. Тема 2. Земля и её изображение (5 часов) Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. Практические работы: 1. Определение с помощью компаса сторон горизонта. Тема 3. История географических открытий (12 часов) Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «КонТики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Практические работы: 1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. 2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов) Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. Практические работы: 1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. Тема 5. Природа Земли (2 часа) Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. «География. Начальный курс» 6 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2 ч. – резервное время) Тема 1. Земля как планета (10 часов) Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. Практические работы: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов. Тема 2. Географическая карта (8 часа) Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека. Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. 3. Составление простейшего плана местности. Тема 3. Литосфера (14 часов) Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Практические работы: 1. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). Тема 4. Атмосфера (16 часов) Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям. Практические работы: 1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. Тема 5. Гидросфера (6 часа) Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Практические работы: 1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. Тема 6. Биосфера (4 часа) Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Практическая работа: 1.Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Тема 7. Почва и географическая оболочка (8 часа) Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Практические работы: 1. Описание природных зон Земли по географическим картам. 2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. «География. Материки и океаны». 7 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч из них 2 ч – резервное время) Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час) Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов) Материки и океаны. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты. Практические работы: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. Тема 2. Атмосфера – мастерская климата(4 часа) Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Практические работы: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. 2. Определение типов климата по предложенным климатограммам. Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли. Практические работы: 1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм(2 часа) Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности. Практические работы: 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Тема 5.Человек – хозяин планеты (5 часов) Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира. Практическая работа: 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов) Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов) История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов) История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. Практическая работа: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа) Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции. Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов) Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Практические работы: 1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов) Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Практические работы: 1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов) Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Практические работы: 1. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа) Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений. Практическая работа: 1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера. География России. 8 класс. (2 ч в неделю, всего 68 ч из них 7 ч – резервное время) Часть 1. Природа России Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа) Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности. Практические работы: 1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях. 2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности. Тема 2. Россия на карте мира (5 часов) Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. Практические работы: 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. Тема 3.История изучения территории России (5 часов) Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз. Практические работы: 1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. 2. Анализ источников информации об истории освоения территории России. Тема 4.Геологическое строение и рельеф (6 часов) Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. Практическая работа: 1. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 2. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. Тема 5. Климат России (8 часов) Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы. Практические работы: 1. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте. 2. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 3. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. 4. Прогнозирование тенденций изменения климата. Тема 6. Гидрография России (9 часов) Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой. Практические работы: 1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России. 2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования. 3. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны. Тема 7. Почвы России (3 часа) Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Практические работы: 1. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования. Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа) Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промысловоохотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории. Практические работы: 1. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. Тема 9. Природные зоны России (6 часов) Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны. Практическая работы: 1. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне. 2. Составление описания одной из природных зон России по плану. Тема 10. Крупные природные районы России (10 часов) Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля. Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвеннорастительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала. Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота. Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала. Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока. Практические работы: 1. Составление описания природного района по плану. Заключение. Природа и человек (2часа). Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Практические работы: 1. Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека. География России. 9 класс. (2 ч в неделю, всего 68 ч из них 10 ч – резервное время) Введение (1 час) Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс. Тема 1. Россия на карте (6 часов) Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России. Практические работы: 1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану. 2. Составление описания политико-географического положения России по типовому плану. 3. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов. 4. Определение административного состава Федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России. 5. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов). Тема 2. Природа и человек (5 часов) Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы. Практические работы: 1. Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.). 2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России. Тема 3. Население России (9 часов) Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда. Практические работы: 1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости. 2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России. 3. Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России. Тема 4. Отрасли хозяйства России (19 часов) Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии. Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военнопромышленный комплекс. Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы. Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения. Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. Практические работы: 1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России. 2. Описание отрасли по типовому плану. 3. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности. 4. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства. 5. Описание транспортного узла. Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (18 часов) Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны. Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. СанктПетербург — многофункциональный центр района. Калининградская область — самая западная территория России. Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства. Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли. Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения. Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливноэнергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса. Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей. Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. Практические работы: 1. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района. 2. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района. 3. Описание экономико-географического положения района. 4. Составление комплексного описания района по типовому плану (Западная Сибирь). 5. Сравнительная характеристика географического положения районов. 6. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района. Заключение (1 час) Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития. Практические работы: 1. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире. 2. Тематическое планирование Темы, входящие в данный раздел Характеристика основных видов деятельности ученика Тема 1. Осознание ценностей изучения предмета. Умение работать с УМК. Наука география (2 часа) Умение объяснять: специфику географии как науки; специфику методов географических исследований. Умение определять: отличительные особенности географических методов исследования; рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации Тема 2. Земля и её изображение (6 часов) Тема 3. История географических открытий (14 часов) Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов) Тема 5. Природа Земли (2 часа) Тема 1. Земля как планета (5 часов) Умение объяснять: особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли. Умение определять: отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане; стороны горизонта. Умение объяснять: результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний. Умение определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий. Умение объяснять: географические особенности природы и населения материков и океанов; особенности взаимодействия океана и суши; значение Мирового океана; Умение определять: специфику природы и населения материков; характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Умение объяснять: особенности оболочек Земли; специфику географической оболочки. Умение определять: отличия природных объектов; отличия оболочек земли Умение объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Умение определять: географические координаты; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний. Тема 2. Географическая карта (5 часов) Тема 3. Литосфера (7 часов) Умение объяснять: свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштаба; значение планов и карт в практической деятельности человека. Умение определять: существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте и на местности; абсолютную и относительную высоты; читать условные знаки; масштаб карты Умение объяснять: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Умение определять: существенные признаки признаков понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма. Тема 4. Умение объяснять: Атмосфера (8 часов закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Умение определять: существенные признаки понятий; основные показатели погоды Тема 5. Гидросфера (4часа) Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере гидросферы; выделение существенные признаки частей Мирового океана; особенности состава и строения гидросферы; условия залегания и использования подземных вод; условия образования рек, озер, природных льдов; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга. Умение определять: существенные признаки понятий; вид рек, озер, природных льдов; особенности размещения и образования объектов гидросферы Тема 6. Биосфера (2 Умение объяснять: закономерности географической часа оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; необходимость охраны органического мира. Умение определять: существенные признаки понятий; сущность экологических проблем; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира. Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа) Умение объяснять: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. Умение определять: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли; Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов) Умение объяснять: географические явления и процессы в литосфере; причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс; местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и СредиземноморскоГималайский сейсмические пояса. Тема 2. Атмосфера - Умение объяснять: географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров; формирование мастерская климата(4 часа) климатических поясов; действие климатообразующих факторов. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера; местоположение климатических поясов. Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) Умение объяснять: географические явления и процессы в гидросфере; формирование системы поверхностных океанических течений. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение; местоположение крупнейших морских течений. Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) Умение объяснять: явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс; местоположение природных зон Тема 5.Человек – хозяин планеты (5 часов) Умение объяснять: географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса; местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий. Тема 1. Африка — материк коротких теней (10 часов) Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов) Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам Тема 3. Антарктида Умение объяснять: географические особенности природы — холодное сердце материка в целом и отдельных его регионов; (3 часа) географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов) Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов) Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов) Умение объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов; географические особенности отдельных стран; следствия выдающихся географических открытий и путешествий. Умение определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений; местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Умение объяснять: особенности взаимодействия природы и человека; особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли; следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли. Умение определять: центры происхождения культурных растений; местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека. Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа) Умение объяснять: специфику математической основы карт; особенности топографических карт; Умение определять: определять вид картографической проекции; особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности Тема 2. Россия на карте мира (5 часов) Умение объяснять: специфику географического положения России; особенности приспособления человека к природным условиям; особенности проведения государственной границы России; специфику исчисления времени на территории России. Умение определять: различия во времени на территории России; страны-соседей Тема 3.История изучения территории России (5 часов) Умение объяснять: особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Умение определять: следствия географических открытий и путешествий. Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов) Умение объяснять: особенности геологического летоисчисления; особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых; особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в литосфере на примере России. Умение определять: основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых; районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России; по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России Тема 5. Климат России (7 часов) Умение объяснять: особенности климата России; особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей; характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. Умение определять: основные черты климата России; районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России; по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; типы климатов отдельных регионов России; факторы формирования климата отдельных регионов России; закономерности размещения климатических поясов на территории России Тема 6. Гидрография России (8 часов) Умение объяснять: особенности морей, омывающих территорию России; особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере на примере России. Умение определять: основные черты морей, омывающих территорию России; районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод; по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России; по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России Тема 7. Почвы России (3 часа) Умение объяснять: условия формирования почв; особенности строения и состава почв; специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования; особенности почвенных ресурсов России. Умение определять: основные свойства почв на территории России; по картам закономерности размещения почв по территории России; по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа) объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; по картам географию особо охраняемых территорий Тема 9. Природные зоны России (7 часов) объяснять: отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон. определять: особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природнохозяйственных зон. Тема 10. Крупные природные районы России (20 часов) Объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. Определять: географические особенности природных районов; характер влияния человека на природу природных районов. Умение объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Умение определять: закономерности размещения различных видов природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Введение (1 час) Умение объяснять: специфику предмета экономической и социальной географии; отличия природного и хозяйственных комплексов. Умение определять: отличия природного и хозяйственных комплексов. Тема 1. Россия на Умение объяснять: особенности формирования территории карте (6 часов) России на различных этапах ее исторического развития, плюсы и минусы ее географического положения, районирование и специализацию. Умение определять: ЭГП России, субъекты РФ. Тема 2. Природа и человек (5 часов) Умение объяснять: влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Умение определять: виды природных ресурсов и их размещение на территории страны. Тема 3. Население России (9 часов) Умение объяснять: демографическую ситуацию в России, причины неравномерного заселения территории России, определять естественный и миграционный прирост( или убыль) населения, виды миграций. Тема 4. Отрасли хозяйства России (19 часов) Умение объяснять: отраслевую структуру хозяйства страны, факторы размещения производства. Тема 5. Природнохозяйственная характеристика России (27 часов) Умение объяснять: условия формирования экономических районов, их ресурсы и хозяйственную специализацию. Умение определять: географию важнейших отраслей хозяйства. Умение определять: особенности размещения экономических районов на территории России; их специфические черты Заключение (1 час) Умение объяснять: место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям; особенности России на современном этапе социально-экономического развития. Умение определять: место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям; перспективы социально-экономического развития России.