Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу по выбору «Итоговое сочинение: вопросы и ответы» для ___11____ класса Рабочую программу составил(а): учитель _Тарасенко Н.П.____________________ Будогощь ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Что требуется от обучающихся на итоговом сочинении? - умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений; - выбрать одну тему; - выбрать литературный материал (одно или несколько произведений - количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы; - сформулировать свою точку зрения; - аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по выбору обучающихся); - продумать композицию сочинения; - грамотно оформить его (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Выпускник научится: - понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; - знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; - уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; - хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки; - самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текст в условиях определенного отрезка времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой. Выпускник получит возможность научиться: -классифицировать сочинения по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа; - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; - создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями; - аргументировать, привлекая материал художественных произведений; выражать собственную позицию; - осуществлять речевое оформление собственных работ; - уместно употреблять средства художественной выразительности; 11 КЛАСС (17 ЧАСОВ) Введение. Концептуальные основы сочинения. Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Сочинение как текст. Основные признаки текста, соответствие определенной стилистике. Стилистическая цельность создаваемого текста. Теоретико – литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировке тем сочинений. Классификация сочинений по проблематике, тематике. Зависимость структуры сочинения от его типа. Литературно – критическая статья как жанр сочинения. Особенности жанра эссе. Выбор темы сочинения. Развернутый план работы над сочинением. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений. Заключение. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Анализ тематических направлений итогового сочинения 2020-2021 года. Подготовка сочинений по тематическим направлениям. Сочинение рассуждение. Работа над сочинениями по различным тематическим направлениям с последующим редактированием и самооценкой. Выражение собственной позиции. Формулировка тезисов сочинения. Авторское «я» в сочинении. Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. Отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал. Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам. Особенности структуры сочинения в формате ЕГЭ. Сочинение – рассуждение на морально- этические темы. Понимание и интерпретация содержания исходного текста. Стилистические особенности сочинения. Структура, план. Требования к написанию сочинения- рассуждения. Критерии оценивания. Сочинения – рассуждения. Проблема текста. Типы проблем. Типовые конструкции для формулирования проблем. Комментарий к проблеме. Два примера- иллюстрации из прочитанного текста, пояснение значения каждого примера и указание смысловой связи между ними. Варианты комментария из ученических сочинений. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Виды аргументов. Структура аргументов. Композиция сочинения. Виды и формы вступления и заключения. Речевое оформление сочинения. Разновидности ошибок. № п/п Тема Количество часов 1 Введение. Концептуальные основы сочинения 1 2 Сочинение. Разновидности вступления к сочинению. Основная часть вступления. Заключение 1 3 Литературно-критическая статья как жанр сочинения. 1 4 Особенности жанра эссе 1 5 Стилистическая цельность создаваемого текста 1 6 Особенности написания сочинения 1 7 Анализ тематических направлений итогового сочинения 2021-2022 года. 1 8 Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 5 9 Особенности структуры сочинения в формате ЕГЭ 1 10 Сочинение – рассуждение 4 ИТОГО 17