Основы религиозной культуры и светской этики. (ОРКСЭ)

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Основы религиозной культуры и светской этики.
(ОРКСЭ)
Модуль:

Основы православной культуры.

Уровень образования начальное общее
Количество часов

34 ч

Будогощь

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта начального
общего образования. А также на основе
Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы православной культуры»
Данилюк А.Я.
М.,
Просвещение 2012 год.
Учебно - методическое обеспечение:
1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
2. Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики» М., Просвещение 2012 год.
3. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М.,
Просвещение, 2012 год
4. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М.,
Просвещение 2012
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики»:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
об исторической роли традиционных религий в становлении российской
государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной
на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных
модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы

буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных
культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в
себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для
всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела —
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый
тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.
Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5
классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из
учебных модулей.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг
и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм
и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.

Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской
этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти
в 5 классе. В связи с тем, что преподавание курса «Основы религиозных культур и светской
этики» в нашей школе началось с 1 сентября 2012 года в 4 классе, курс изучается в объёме
1 часа в неделю (34 ч.)
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и
по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из
шести учебных модулей.

Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре
всех народов;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
7. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
8. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
9. Адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий;
10. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
11. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
13. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты
14. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России.
15. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе.
16. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России.
17. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».