МОУ “ Будогощская СОШ им. М.П. Галкина” Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» Класс Количество часов 8 класс 34 часа Будогощь 1 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: — сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; — владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; — сформированность коммуникативной компетенции: • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; — владение знанием: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач 2 • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. ПРОГРАММА КУРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ» ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ» 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Управление денежными средствами семьи Базовые понятия и знания: Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат. Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; – роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; – влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; – того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; – различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: – пользоваться дебетовой картой; – определять причины роста инфляции; – рассчитывать личный и семейный доход; – читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; – различать личные расходы и расходы семьи; – считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; – вести учёт доходов и расходов; – развивать критическое мышление. Компетенции: – устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; – использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; – определять и оценивать варианты повышения личного дохода; – соотносить вклад в личное образование и последующий личный 3 доход; – сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; – оценивать свои ежемесячные расходы; – соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы; – осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Способы повышения семейного благосостояния Базовые понятия и знания: Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.ГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАС Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла. Личностные характеристики и установки: Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте; –вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; – возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: – рассчитать реальный банковский процент; – рассчитать доходность банковского вклада и других операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; – оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели; – выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. 4 Риски в мире денег Базовые понятия и знания: Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. Личностные характеристики и установки: Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; – необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; – возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: – необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). Умения: – находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; – читать договор страхования; – рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; – защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет; – пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; – соотносить риски и выгоды. Компетенции: – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; – оценивать предлагаемые варианты страхования; – анализировать и оценивать финансовые риски; – развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; – способность реально оценивать свои финансовые возможности. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.РОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАС Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют 5 в экономике России. Личностные характеристики и установки: Понимание: – устройства банковской системы: – того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия; – ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; – того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; – того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте. Умения: – читать договор с банком; – рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; – находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; – переводить одну валюты в другую; – находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: – оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; – выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; – оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика; Понимание: – неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет; – того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость. Умения: – считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; – просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; 6 – находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции: – осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; – планировать расходы на уплату налогов; – рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ» 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Курс финансовой грамотности в 8–9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия. № 1 2 3 4 5 Тема Управление денежными средствами семьи Способы повышения семейного благосостояния Риски в мире денег Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Человек и государство: как они взаимодействуют Итого Кол-во часов 10 4 5 7 8 34 Формы и методы организации учебной деятельности учащихся В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: • Лекция-беседа. В 8–9 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах: – просмотр документальных и художественных фильмов; – просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов; – рассказ-беседа о проблематике данной сферы; – встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10– 15% всего учебного времени. • Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8–9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации 7 из различных источников. Таким образом, практикум может быть провёден в следующих формах: – поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; – поиск и анализ правовых документов по теме; – разработка индивидуальных или групповых проектов; – проведение мини-исследований; – поиск информации для написания эссе; – составление и решение финансовых кроссвордов. • Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях. Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры: • «Управляем денежными средствами семьи» • «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг» • «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование» • «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!» • «Внимание! Финансовые риски!» • «Планируем свой бизнес» • «Валюты и страны» • «Налоги и семейный бюджет» • «Пенсии родителей» Семинар. В 8–9 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8–9 классов будет выглядеть так: 1. Определение цели семинара 2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений) 3. Представление результатов обсуждения группами 4. Общее обсуждение В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам: 1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег? 2. Чем сегодня обеспечены деньги? 3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги? 4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться? 5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства? 6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.? 7. Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в ва8 шем городе, деревне, посёлке)? 8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы? 9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем? 10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения? 11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет? 12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)? 13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)? 14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций? 15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов? 16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд? 17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей? 18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей? 19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка? 20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях? 21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе? 22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе? 23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов? 24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье? 25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне? 26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции? 27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах? 28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде? 29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире? 30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой? 31. Чем полезны банковские карты в современной жизни? 32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара? 33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства? 34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов? 35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги? 36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России? 37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги? 38. Для чего нужны косвенные налоги? 9 39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица? 40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии? 41. Какая пенсия должна быть справедливой? 42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин? Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.). ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ» Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: – письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями); – устный опрос; – викторина; – конкурс; – творческий отчёт; – защита проекта; – защита исследовательской работы; – написание эссе; – решение практических задач; – выполнение тематических заданий. Список литературы и интернет-источников 1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Дополнительная литература 1. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. Интернет-источники 1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ 2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ 3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики 4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономи10 ческого развития РФ 5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ 6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ 7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ 8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ 9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг» 30 6 РАЗДЕЛ 10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга 11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент» 12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника» 13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам 14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике 15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.) 16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» 17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике 18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики 19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований 20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ 21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи 22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации 23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка 24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда 25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету 11 АННОТАЦИЯ В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подрост ков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений. ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ» 12