Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Английский язык Класс Количество часов 9 класс 102 часа Будогощь Пояснительная записка Рабочая программа по английскому языку для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: ● Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3, ст.32. п.2.7. ● Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 ● Примерные программы начального основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. 2004г. ● Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. 2009 г. ● Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений. ●Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год. ● Учебно-методический комплект «Английский язык» для 9 класса авторов Комарова Ю. А., Макбет К. (2015г.), рекомендованный Министерством образования и науки РФ. ● Устав и образовательные программы МОУ «Будогощская СОШ». ● Положение о рабочей программе педагогических работников МОУ «Будогощская СОШ». Используемые формы уроков, технологии обучения Для достижения поставленных целей и задач обучения используются различные формы уроков: ● урок ознакомления с новым материалом; ● урок закрепления изученного; ● урок применения знаний и умений; ● урок обобщения и систематизации знаний; ● урок проверки и коррекции знаний и умений; ● комбинированный урок; на уроках используются следующие технологии и методики: ● здоровье-сберегающие технологии ● объяснительно-иллюстративные технологии; ● игровые технологии; ● ИКТ; ● технология проектного обучения; ● тестовая методика. Используемый УМК «Английский язык 9 класс» - Ларионова И. В., Комарова Ю. А., Макбет К . Структура и содержание УМК УМК состоит из следующих компонентов: - Программа - Рабочая программа. - Учебник - Рабочая - Книга курса. с аудиодиском. тетрадь. для учителя. Планируемые результаты освоения предмета А). Личностные результаты обучающихся в 9 классе основной школы, формируемые при изучении иностранного языка: ● формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; ● осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; ● стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; ● формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; ● развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; ● формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; ● стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; ● готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию. Б). Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе: ● развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; ● развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; ● развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; ● развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; ● осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. В). Предметные результаты освоения обучающимися программы 8 класса по иностранному языку: 1. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: а). говорении: • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; б). аудировании: • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудиои видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ / интервью); • воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; в). чтении: • читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; • читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать несложные аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; г). письменной речи: • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковая компетенция (владение языковыми средствами): • применение правил написания слов, изученных в в начальной школе и в 5-6 классах основной школы; • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; • соблюдение ритмико-интонационных коммуникативных типов особенностей (утвердительное, предложений вопросительное, различных отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); • знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавание синтаксических и употребление конструкций в речи изучаемого основных иностранного морфологических языка; знание форм и признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); • знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков. Социокультурная компетенция: • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; • знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); • знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; • понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. 2. В познавательной сфере: • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; • владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; • готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; • умение пользоваться лингвострановедческим справочным справочниками, материалом двуязычным и (грамматическим толковым и словарями, мультимедийными средствами); • владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. 3. В ценностно-ориентационной сфере: • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах. 4. В эстетической сфере: • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; • стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; • развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. 5. В трудовой сфере: • умение рационально планировать свой учебный труд; • умение работать в соответствии с намеченным планом 6. В физической сфере: • стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметное содержание речи 1. Мода. 2. Спасение людей. 3. Взаимодействие культур англоговорящих стран. 4. Выбор профессии. 5. Проблемы 21 века. 6. Изобразительное искусство. 7. Страхи и фобии. 8. Взаимоотношения. 9. Описание местности. Речевые умения Говорение Диалогическая речь. В 9 классах продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи. Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как: ♦ начать, поддержать и закончить разговор; ♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; выразить благодарность; ♦ вежливо переспросить, выразить согласие /отказ. Объём диалогов - до 5 реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объём диалогов - до 7 реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения: ♦ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ её выполнить; ♦ дать совет и принять/не принять его; ♦ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нём участие. Объём диалогов – до 5 реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения: ♦ выражать свою точку зрения; ♦ выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера; ♦ выражать сомнение; ♦ выражать чувства, эмоции (радость, огорчение). Объём учебных диалогов — до 4-х реплик со стороны каждого учащегося. Монологическая речь. Развитие монологической речи в 9 классах предусматривает овладение следующими умениями: ♦ кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; ♦ передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; ♦ делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объём монологического высказывания - до 8-10 фраз. Аудирование Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие умений: ♦ выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; ♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные; ♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут. Чтение Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, отражающее особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объём текстов для чтения – 600-700 слов. Умения чтения, подлежащие формированию: ♦ определять тему, содержание текста по заголовку; ♦ выделять основную мысль; ♦ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; ♦ устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 8 классах. Формируются и отрабатываются умения: ♦ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря); ♦ выражать своё мнение по прочитанному. Объём текстов для чтения до 350 слов. Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Письменная речь Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений: ♦ делать выписки из текста; ♦ писать короткие поздравления с днём рождения, другим праздником (объёмом 30 - 40 слов, включая адрес), выражать пожелания; ♦ заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); ♦ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма — 100110 слов, включая адрес). Социокультурные знания и умения Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование английского языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с: ♦ фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка; ♦ оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы; ♦ иноязычными сказками и легендами, рассказами; ♦ с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка); ♦ с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка; ♦ словами английского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон английского языка. Предусматривается овладение умениями: - писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке; - правильно оформлять адрес на английском языке; - описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и СанктПетербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут школьники. Языковые навыки и умения Графика и орфография Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Лексическая сторона речи Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи. Знание основных способов словообразования: а) аффиксации: ● глаголы с префиксами re- (rewrite); ● существительные с суффиксами —ness (kindness), -ship (friendship), -ist (journalist), ing (meeting); ● прилагательные с суффиксами —y (lazy), -ly (lovely), - ful (helpful), -al (musical), -ic (fantastic), - ian/an (Russian), -ing (boring); - ous (famous), префиксом un- (unusual) ; ● наречия с суффиксом - ly (quickly); ● числительные с суффиксами —teen (nineteen), -ty (sixty),-th (fifth) б) словосложения: существительное + существительное в) конверсии (образование существительных от неопределённой формы глагола — to change-change) Распознавание и использование интернациональных слов (doctor). Грамматическая сторона речи Расширение объёма значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке ( We moved to a new house last year); предложения с начальным It и с начальным There + to be (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park); сложносочинённых предложений с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; условных предложений реального (Conditional I — If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II — If I were you, I would start learning French); всех типов вопросительных предложений ( общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple,Present Perfect, Present Continuous); побудительных предложений в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry.) форме. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на -ing: to be going to (для выражения будущего действия); to love/hate doing something; Stop talking. Конструкций It takes me … to do something; to look/feel/ be happy. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Perfect, Present Continuous); и формах страдательного залога в Present, Past,Future Simple; модальных глаголов и их эквивалентов (may,can/ be able to, must/have to/should); причастий настоящего и прошедшего времени; фразовых глаголов, обслуживающих темы, отобранные для данного этапа обучения. Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow) существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени (a writing student/ a written exercise); существительных в функции прилагательного (art gallery), степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе, образованных не по правилу (goodbetter-best); личных местоимения в именительном (my) и объектном (me)падежах, а также в абсолютной форме (mine); неопределённых местоимений (some, any); наречий, оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающих по форме с прилагательными (fast,high); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20. Используемые формы уроков, технологии обучения Для достижения поставленных целей и задач обучения используются различные формы уроков: ● урок ознакомления с новым материалом; ● урок закрепления изученного; ● урок применения знаний и умений; ● урок обобщения и систематизации знаний; ● урок проверки и коррекции знаний и умений; ● комбинированный урок; на уроках используются следующие технологии и методики: ● здоровье-сберегающие технологии ● объяснительно-иллюстративные технологии; ● игровые технологии; ● ИКТ; ● технология проектного обучения; ● тестовая методика.