Родная литература 6 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родная литература

Класс 6а
ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В.
Педагогический стаж 17 лет
Квалификация I

Будогощь

2

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
3

Предметные результаты:



осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека
и общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления».
Учащиеся научатся: осознанно воспринимать авторов и содержание изученных
произведений.
Учащиеся получат возможность: определять тему и основную мысль произведения;
пересказывать; характеризовать героев-персонажей давать их сравнительные
характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства;
определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику
художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки
героев, событий, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисов, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта, для организации дискуссии; выражать личное
отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

4

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном
произведении
Русский фольклор
Русская народная песня.Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов,
национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические,
календарные, обрядовые и другие). Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по
борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка,
сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…»
Повествовательное и лирическое начала в народной песне. Календарно-обрядовые,

5

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Литература XIX века
К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в
творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным
масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.
Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её
участника. Стихотворение «Партизан».
Теория литературы: эпитет, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна»,
«Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики
Е. А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души
лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция.
Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою
Литература XX века
К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького
человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы
создания комического.
Теория литературы: юмор, сатира.
6

Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
И, С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И. С. Шмелёва. Глава «На
Святой» из романа «Лето Господне» Идеализацией православных начал русской жизни.
Детское восприятие мира. Бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия
Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Виртуальный музей
И.С. Шмелёва».
В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности,
умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние
холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения.
Проблема сохранения памяти о войне.
Теория литературы: автобиографичность, психологизм.
Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода.
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения,
эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с
окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его
души.
Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в
рассказе «Деревья растут для всех».
Теория литературы: художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план.
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее
сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема
выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)
Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.
7

Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и
жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа.
Способы характеристики персонажа.
Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.
Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске,
(скульптор В. Бартенев).
Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения
человека и собаки
Современная литература
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай».
Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация,
развязка), художественная идея.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа,
цитатный план.
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор
прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.
Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к повести.
Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в
романе «Детство Лёвы». Проблема взросления в романе «Гений дзюдо» (глава «Брат» и
другие по выбору)

8

9

законодательства в части обеспечения возможности получения образования на
родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения
государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из
числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».
 Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов
Российской Федерации».
 Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Министерства образования
Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с
изменениями и
дополнениями;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования"
 Регионального базисного учебного
Ленинградскойской области;

плана

для

общеобразовательных

учреждений

 Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
 Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 г. № 345».
 Основной образовательной программы основного общего образования МОУ
«Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» Киришскогоского района
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 6 классе, в
учебном плане МОУ Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» в 6 классе на изучение
родной литературы (русской) предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). Рабочая
программа составлена на 34 часа

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».