Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета родная литература Класс 6а ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В. Педагогический стаж 17 лет Квалификация I Будогощь 2 • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; •смысловое чтение; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3 Предметные результаты: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления». Учащиеся научатся: осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений. Учащиеся получат возможность: определять тему и основную мысль произведения; пересказывать; характеризовать героев-персонажей давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства; определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисов, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. 4 Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении Русский фольклор Русская народная песня.Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» Повествовательное и лирическое начала в народной песне. Календарно-обрядовые, 5 Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб). Развитие речи: выразительное чтение наизусть. Литература XIX века К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя. Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта. Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан». Теория литературы: эпитет, сравнение. Развитие речи: выразительное чтение. Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики Е. А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения. Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта. Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою Литература XX века К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик». Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея. Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа. М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического. Теория литературы: юмор, сатира. 6 Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа. И, С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И. С. Шмелёва. Глава «На Святой» из романа «Лето Господне» Идеализацией православных начал русской жизни. Детское восприятие мира. Бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода. Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Виртуальный музей И.С. Шмелёва». В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя. Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода. А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне. Теория литературы: автобиографичность, психологизм. Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода. Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души. Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа. Развитие речи: выразительное чтение наизусть. В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех». Теория литературы: художественная идея. Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план. А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея. 7 Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде. Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа. Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея. Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план. Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев). Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки Современная литература Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа». Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея. Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план. Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести. Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония. Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа. Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к повести. Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы». Проблема взросления в романе «Гений дзюдо» (глава «Брат» и другие по выбору) 8 9 законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного». Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации». Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с изменениями и дополнениями; Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" Регионального базисного учебного Ленинградскойской области; плана для общеобразовательных учреждений Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345». Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» Киришскогоского района Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 6 классе, в учебном плане МОУ Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» в 6 классе на изучение родной литературы (русской) предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа составлена на 34 часа 10