Приложение 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Родная литература Класс 5 Количество часов 34 Будогощь 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблема основе личностного выбора, формирование нравственных чувствии поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;учиться работать по предложенному учителем плану; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в книге; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из оной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные результаты: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. Предметные результаты: осознание значимости чтения и изучения родной литературе для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира; понимание родной литературы как национально-культурной ценности народа; воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни. Обучающиеся научатся: осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений. Обучающиеся получат возможность: определять тему и основную мысль произведения; пересказывать; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства; определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментами анализа и интерпретации художественного текста; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисов, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения \ фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интеренте. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение. Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства. Устное народное творчество. Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Умная Дуня», «Каша из топора», «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев. Литературные сказки. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Теория литературы. Сказка как жанр литературы. Понятие о философской сказке. Из русской литературы XIX века. И.А.Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору). Ф.И.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …». Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Л.Н.Толстой Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. (по выбору) Из русской литературы XX века. П.П.Бажов «Каменный цветок». Теория литературы. Сказ как жанр литературы. А.И.Куприн «Ю-ю». Е.Носов «Белый гусь» И. С.Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался с Чеховым». За карасями» (по выбору) Писатели - детям Н.Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору) В. Драгунский «Денискины рассказы» Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч» (фрагменты). Современная детская литература Л. Петрушевская «Котѐнок Господа Бога» Писатели Крыма В.А.Бахревский «Лебяжьи острова», «Дом с жабой» (по выбору). Е.Белоусов «Сказка древнего леса». В.Килеса «Четыре брата». Поэзия. Л. Огурцова, И.Козеева, Л. Кондрашенко. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п 1. 2. Название темы Введение Устное творчество. Количество часов 1 народное 2 Развитие речи Контроль знаний Всего 1 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. Литературные сказки Из русской литературы XIX века Из русской литературы XX века Писатели - детям Современная детская литература Писатели Крыма Резерв учебного времени Итого 1 5 1 7 2 7 7 6 2 6 3 1 5 1 30 3 1 6 1 1 34 4. АННОТАЦИЯ Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса разработана на основе следующих документов: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.; Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5 -6 класса (70 часов)/ Под общ.редакцией М. В. Бабкиной. Письма Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного». Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации». Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с изменениями и дополнениями; Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" Регионального базисного учебного Ленинградскойской области; плана для общеобразовательных учреждений Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345». Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» Киришскогоского района Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы в 5 классе, в учебном плане МОУ Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» в 5 классе на изучение родной литературы (русской) предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа составлена на 34 часа.