Литература 6 класс

Приложение 1

МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литература

Класс 6а
ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В.
Педагогический стаж 17 лет
Квалификация I

Будогощь

2


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;

3

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция
стихотворения. Особенности поэтических интонаций
«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю Лермонтова
«Листок», «Утёс». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного
стихотворения
Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их
гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные
верования и предания. Юмор автора
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения
их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»
Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу
одного стихотворения
Ф.И. Тютчев. «Листья». Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева
А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного.
Эстетизация конкретной детали
А.А.Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
«Учись у них – у дуба, у берёзы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило
человеческой нравственности
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие
народа-созидателя
Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф,
диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических
интонаций.
Трёхсложные размеры стиха
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант,
патриотизм русского человека из народа.
Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие
народа. Авторское отношение к героям повести
Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша».
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и
художественная деталь как источник юмора
А.П.Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А.Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!...». Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи...». А.К.Толстой «Где
гнутся над омутом лозы...». Развитие понятия о лирике
Произведения писателей ХХ века.
А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над
реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса».
Авторская позиция в произведении
А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на
кого не похожие» герои А.П.Платонова
Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.
К.М.Симонов. «Ты помнишь , Алёша, дороги Смоленщины...» Д.С.Самойлов.
«Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение
выразительному чтению
В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта
сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные
проблемы рассказа
4

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования
народной речи в художественном произведении.
В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.
Отражение в повести трудностей военного времени
Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль
учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и
В.Г.Распутина»
В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал» Особенности героев Шукшина.
Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на
формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Родная природа в русской поэзии 20 века.
А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер». Поэтизация родной природы. Средства
создания поэтических образов
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к
родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение
выразительному чтению
А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Обучение анализу
одного стихотворения.
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей».Тема Родины в поэзии Рубцова
Из литературы народов России
Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность
традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малый
мой народ...». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации
Из зарубежной литературы
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки
Гесперид». Понятие о мифе
«Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки
Гомер. Слово о поэте. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.
Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе
М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных
идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские
романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо
Пансы
И.Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства,
достоинства и чести
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт общественной жизни и
цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Средство создания комического. Юмор в
произведении.
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказкапритча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между
людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче
Итоговый урок. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы
в 6 классе?» Выявление литературного развития учащихся

5

6








Развивать их способности воспринимать и оценивать явления литературы и
явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы,
гражданскую идейно – нравственную позицию;
Воспитать духовно – богатую и высоконравственную личность подлинного
гражданина и патриота России;
Прививать интерес учащихся к чтению и урокам литературы;
Совершенствовать технику чтения учащихся;
Продолжить знакомство с понятиями

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к
древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В
программе соблюдена системная направленность: в 6 классе это освоение различных
жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с
отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии
писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в
каждом из классов (горизонталь).Чтение произведений зарубежной литературы
проводится в конце курса литературы за 6класс.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане Федеральный базисный
учебный образовательный план для
образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного
общего образования в объёме: в 6 классе — 68ч.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 6 классе формируются представления о специфике литературы как искусства
слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным
миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает
возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете
и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней
структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Пятиклассники
активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно
техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух,
развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной
деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература»
тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из
основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и
коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует
пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически
окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно
научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
7

метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие
активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры
и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе
с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы
необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями,
но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем
несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного
искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии
(эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно
сопоставляют
с
философией,
историей,
психологией,
называют
«художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».