Родной язык 6 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родной язык

Класс: 6
Количество часов: 34

Будогощь

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать родной язык как одну из основных национально-культурных
ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности ( «что сделано») и
пооперационный контроль ( «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного
действия»).
Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с
учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;

2

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Чтение и аудирование.
Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации
читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая
тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы,
фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его
рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и
фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении»
классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
- Анализ текста.
Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного
и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием
места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное
повествование,
рассуждение-доказательство,
рассуждениеобъяснение,
проводить
стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы
и средства связи предложений.
- Воспроизведение текста.
Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного
повествования. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в
виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме
выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать
повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния
природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста
и языковые средства выразительности.
- Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом
стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план
готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые
средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие
сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного
повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о
книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать
отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном

ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием;
строить устное определение научного понятия.
- Совершенствование текста.
Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания
(устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы,
неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
Предметные результаты обучения
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей
речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные,
заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и
задач общения; избегать засорения речи иноязычными слова- ми; толковать лексическое
значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться
различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов,
фразеологизмов);
3

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание
слов; правильно писать слава, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6
классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых
отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических
средств, развития способности к самооценке;
-получения знаний по другим учебным предметам.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Диалектизмы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические
прототипы фразеологизмов.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚
устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм;
заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в
кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах
глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего
времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др.
Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
4

Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий;
названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и
(директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и
окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч.
существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч.
существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан
чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом
склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом
существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду –
одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник),
особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов,
мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени
(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен,
торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой
этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Научный стиль. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).
Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного
ответа).
Публицистический стиль. Компьютерная презентация. Основные средства и
правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Официально-деловой стиль. Объявление, заявление.

5

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п

Разделы программы

Количество
часов

Из них
теоретический
материал

развитие
речи

контрол.
работы,
диктанты,
сочинения,
изложения

1

Язык и культура.

9

8

1

0

2

Культура речи.

11

9

1

1

3

Речь. Речевая
деятельность. Текст

14

12

1

1

34

29

3

2

Всего:

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».