Родной язык 5 класс

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
родной русский язык

Класс

Количество часов

5 класс

34 часа

Будогощь

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются: понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; достаточный объём словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются: владение всеми видами речевой
деятельности; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку являются: представление о русском языке как языке
русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве
межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и
культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение,
говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика
и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог
и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи; проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его
содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного
2

языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской
художественной литературы.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры,
народные танцы и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях,
былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему
велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе;
золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники,
значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы
и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей
национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая
история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской
интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Слова с суффиксами
субъективной оценки как изобразительное средство. Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Постоянное и
подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ,
пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы:
(було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Роль
звукописи в художественном тексте. Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические
варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный)
употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм —
кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт —
вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий —
короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри,
евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диванкровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род
аббревиатур. Формы существительных мужского рода множественного числа с
3

окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые
соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора
(работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные
шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚
разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа
множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха,
выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). Речевой этикет Правила речевого этикета:
нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в
русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи.
Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон,
тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Средства связи
предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль.
Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль.
Устное выступление. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с
уменьшительными суффиксами и т.д.).

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№
п/п

Разделы программы

Количество
часов

Из них
теоретический
материал

развитие
речи

контрол.
работы,
диктанты,
сочинения,
изложения

1

Язык и культура

17

9

7

1

2

Культура речи

16

12

3

1

3

Резервный урок

1

1

-

-

34

22

10

2

Всего:

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».