Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Русский язык
Класс
Количество часов
8 класс
136 часов
Будогощь
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение
разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;
способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами
отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной
деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и
свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике
речевого
общения
основных
орфоэпических,
лексических,
грамматических,
стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе
речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского
языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка.
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
2
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
проект, реферат, публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и
дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического
изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического 9в
том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в
форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на
решение проблемы.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
3
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал
на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий
общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности
в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований,
предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Обучающийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к
тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в
виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учётом требований к построению связного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация,
рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые
тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований,
4
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых
средств.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение,
доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
(отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж
как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры
официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты
повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные
функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических
средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация,
рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в
дискуссиях на учебно-научные темы; резюме, деловое письмо, объявление как жанры
официально-делового стиля; выступление, информационная заметка, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах
в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые
рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований,
предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,
аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире,
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
5
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать
основные
орфоэпические
правила
современного
русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и
переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а
также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова
(метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать
полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
6
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности
употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей
речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов,
фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных;
использовать эту информацию в разных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные
части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической
и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи4
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей,
в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их
виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической
и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления
синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки
зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
7
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе
письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа-носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира.
2. Содержание учебного курса
Введение
Повторение изученного в 5 – 7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения,
выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в
суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное
написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как
единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды
словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический
разбор словосочетаний.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в
предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение.
Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический
разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Односоставные предложения
8
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.
Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения.
Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения.
Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только
перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и
неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и
знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными
членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Повторение.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки
препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки
препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки
препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по
значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и
предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный
разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями,
грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ.
Цитата. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (6ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи.
Синтаксис и орфография.
9
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Двусоставные
предложения. Главные
члены предложения.
Второстепенные члены
предложения
Односоставные
предложения
Простое осложнённое
предложение
Однородные члены
предложения
Обособленные члены
предложения
Слова, грамматически не
связанные с членами
предложения
Синтаксические
конструкции с чужой
речью
Повторение и
систематизация изученного
в 8 кл.
Итого
12
1
1
9
1
1
11
11
1
1
13
1
14
1
12
2
1
19
1
2
11
3
2
7
1
1
15
22
1
17
9
4
4
110
14
10
9
3
136
- Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского
(родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения
являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности
как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней
среде и активно в ней функционировать.
Задачи учебного предмета:
В процессе преподавания учебного предмета «Русский язык» решаются
следующие задачи:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических
средств,
совершенствование
орфографической
и
пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного
использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие
речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного
языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог,
искать и находить содержательные компромиссы.
11