Приложение 1 МОУ «Будогощская СОШ им. М.П. Галкина» СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета УТВЕРЖДЕНО приказом директора МОУ "Будогощская СОШ им.М.П.Галкина" "____"_________2021 г. ______________/К.А.Муканалиева от _______№ _________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета русский язык Класс 7а ФИО педагога – разработчика программы Поподько А.В. Педагогический стаж 17 лет Квалификация I Эксперт программы Будогощь 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в раз- личных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. 2. Содержание учебного предмета «Русский язык как развивающееся явление» Повторение изученного в 5—6 классах Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Развитие речи (далееP.P.).Морфологический разбор слова. Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием. Тексты и стили Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль. P.P.Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Морфология и орфография. Культура речи 3 Причастие Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. P.P.Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. К. Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Причастие». Сочинение — описание внешности. Деепричастие Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. P.P.Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине. К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие». Наречие Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и е. Буквы е ии в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-ои-е. Описание действий. Буквыoи eпосле шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. P.P.Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 3 по теме «Наречие». Учебно-научная речь Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. P.P.Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада. Категория состояния Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния. P.P.Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв. К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Служебные части речи Предлог Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. P.P.Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. 4 К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 4 по теме «Предлог». Союз Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах. P.P.Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. К. Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 5 по теме «Союз». Сочинение. Частица Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни. P.P.Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинениерассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. К. Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 6 по теме «Частица». Междометие Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. К. Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. P.P.Текст. Стили речи. Сочинение. К. Р. Контрольный диктант № 12 грамматическим заданием. Итоговое тестирование. 3. Тематическое планирование № Тема Кол-во часов 1. В том числе Контрольные Развитие речи 1 Русский язык как развивающееся явление 2. Повторение изученного в 5—6 классах 10 3. Тексты и стили 4 4. Морфология и орфография. Культура речи 81 9 19 5. Причастие 31 3 6 6. Деепричастие 12 2 2 7. Наречие 29 3 5 8. Учебно-научная речь 3 5 1 1 4 3 9. Категория состояния 6 1 3 10. Служебные части речи 57 9 18 11. Предлог 13 3 6 12. Союз 18 2 6 13. Частица 22 3 6 14. Междометие 4 1 15. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 17 2 4 Аннотация Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2020). Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения моральноэтических норм, принятых в обществе; овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Условные обозначения: РР – развитие речи, КР – контрольная работа, ИКТ – информационно-коммуникационная технология, д/з – домашнее задание. Общая характеристика курса 6 Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции обучающихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурноисторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объёме 170 часа (5 часов в неделю). 7 Описание ценностных ориентиров учебного предмета Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: -коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), -информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), -организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. К ним относятся: — формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; — формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; — развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности; -развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Литература для учителя 1) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2015. 2) Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014. 3) Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. 4)Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2013. 5)Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013. 8