Технология

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Технология

Класс 1-4

Разработано на МО учителей начальных классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета технологии в 1
классе.
В результате изучения курса «Технология» в 1 классе должны быть
достигнуты определенные результаты.

определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов;
использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные универсальные учебные действия
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела.
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
учебнике.
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
определять тему;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и
учебных пособиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
слушать и понимать речь других;
принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
понимать важность коллективной работы;
контролировать свои действия при совместной работе;
допускать существование различных точек зрения;

договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
1.2.Предметные результаты
 Получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире
профессий и важности правильного выбора профессии.
 Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
 Приобретение
навыков
самообслуживания;
овладение
технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение
правил техники безопасности;
 Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач.
 Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета «Технология»
1 класс
Давайте познакомимся (1 ч.)
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты.
Организация рабочего места. Что такое технология?
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир
как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира
(архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства
и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов,
внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов,
отражающие природные, географические и социальные условия конкретного
народа.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида
работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических
материалов), её использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Человек и земля (20ч.)
Природный материал. Изделие: Аппликация из листьев. Пластилин.
Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Пластилин
Изделие:
«Мудрая сова». Растения.
Заготовка семян. Проект «Осенний урожай».
Изделие: «Овощи из пластилина». Бумага. Волшебные фигуры. Закладка из
бумаги. Насекомые. Изделие: «Пчелы и соты». Дикие животные. Проект

«Дикие животные». Изделие «Коллаж». Новый год. Проект «Украшаем класс
к Новому году». Изделие «Украшения на елку», изделие: «Украшение на
окно». Домашние животные. Изделие: "Котенок". Такие разные дома.
Изделие: «Домик из веток». Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия:
«Чайник», «Сахарница». Посуда.
Проект «Чайный сервиз». Изделие:
«Чашка». Свет в доме. Изделие: «Торшер». Мебель. Изделие: «Стул».
Одежда, ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток». Учимся шить. Строчка
прямых стежков, строчка стежков с перевивом змейкой,Изделие: «Закладка с
вышивкой». Учимся шить. Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями,
изделие «Медвежонок». Передвижение по земле. Изделие: «Тачка».
Человек и вода (2 ч.)
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Проращивание семян.
Питьевая вода. Изделие: «Колодец». Передвижение по воде. Проект «Речной
флот». Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».
Человек и воздух (2 ч.)
Использование ветра. Изделие: «Вертушка». Полеты птиц. Изделие:
«Попугай». Полеты человека. Изделия: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация (2 ч.)
Способы общения. Компьютер. Правила движения. Изделие: Составление
маршрута безопасного движения от дома до школы». Обобщение.
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Наименование разделов тем

Количество часов

1.

Давайте познакомимся

1 ч.

2

Человек и земля

18 ч.

3

Человек и вода

3 ч.

4

Человек и воздух

3 ч.

5

Человек и информация

2 ч.
Итого:

27 ч.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу

Личностные
Учащийся научится:
 отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать
посильную помощь одноклассникам;
 проявлять интерес к историческим традициям России и своего
края;
 испытывать потребность в самореализации в доступной
декоративно-прикладной деятельности, простейшем
техническом моделировании;
 принимать другие мнения и высказывания, уважительно
относиться к ним;
 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и умения, делать выбор способов
реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся будет уметь:
 формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
 выявлять и формулировать учебную проблему;
 анализировать предложенное задание, отделять известное от
неизвестного;
 самостоятельно выполнять пробные поисковые действия
(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы
(задачи);
 коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и
самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в
полученные результаты;
 осуществлять текущий контроль и точность выполнения
технологических операций (с помощью простых и сложных по
конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый
контроль общего качества выполненного изделия, задания;
проверять модели в действии, вносить необходимые
конструктивные доработки;
 выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и
аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по
предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
 искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи
информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,
инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках,
Интернете;
 открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе

наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника,
выполнения пробных поисковых упражнений;
 преобразовывать информацию (представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
 высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
 уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в
совместном решении проблемы (задачи);
 уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться
договариваться.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о:
 характерных особенностях изученных видов
декоративноприкладного искусства;
 профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного).
Учащийся будет уметь:
 узнавать и называть по характерным особенностям образцов или
по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
 соблюдать правила безопасного пользования домашними
электроприборами (светильниками, звонками, теле и
радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы
художественной практической деятельности.
Учащийся будет знать:
 названия и свойства наиболее распространённых искусственных
и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
 последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с
помощью чертёжных инструментов;
 линии чертежа (осевая и центровая);
 правила безопасной работы канцелярским ножом;
 косую строчку, её варианты, назначение;
 несколько названий видов информационных технологий и
соответствующих способов передачи информации (из реального
окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
 композиции декоративноприкладного характера на плоскости и

в объёме;
 традициях канонов декоративноприкладного искусства в
изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
 читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
 выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов с опорой на чертёж (эскиз);
 подбирать и обосновывать наиболее рациональные
технологические приёмы изготовления изделий;
 выполнять рицовку;
 оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка
и её вариантами;
 находить и использовать дополнительную информацию из
различных источников (в том числе из Интернета);
 решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
 простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
 конструировать и моделировать изделия из разных материалов
по заданным техническим, технологическим и
декоративнохудожественным условиям;
 изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
 выбирать способ соединения и соединительный материал в
зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет знать:
 названия и назначение основных устройств персонального
компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
 основные правила безопасной работы на компьютере.
Учащийся будет иметь общее представление о:
 назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
 включать и выключать компьютер;
 пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для
выполнения предъявляемого задания);
 выполнять простейшие операции над готовыми файлами и
папками (открывать, читать);
 работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD):
активация диска, чтение информации, выполнение
предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из

компьютера.

Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и
способы деятельности). Основы культуры труда,
самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный
мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства и т.д. разных народов России).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира
(удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как
источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и
творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида
работы; планирование трудового процесса. Рациональное размещение
на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего
времени.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной
деятельности
и
оформление
документации
(целеполагание,
планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система
коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура
межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности – изделия, которые могут быть использованы
для праздников, для использования в учебной и внеучебной
деятельности и т.п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за
домом, комнатными растениями.
Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Подготовка
материалов к работе. Инструменты и приспособления для обработки
материалов
(знание
названий
используемых
инструментов)
соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической
документации (технологическая карта, чертеж и др.); анализ

устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Проведение измерений и построений для решения практических задач.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании изделий (технических,
бытовых, учебных и пр.). Конструирование и моделирование изделий
из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу
или эскизу.
Практика работы на компьютере.
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения,
хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма,
пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора, простейшие приемы поиска информации. Соблюдение
безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам. Работа с цифровыми
образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных
носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица,
схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод
текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программа Word.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел

Кол-во часов

Здравствуй, дорогой друг
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и информация
Подведение итогов за год

1ч
23ч
3ч
3ч
3ч
1ч

ИТОГО

34ч

Планируемые результаты освоения учебного курса «Технология» 3
класс.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих
результатов.

выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда, самообслуживание
Выпускник
научится:
иметь
представление
о
наиболее
распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и
ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих
родителей) и описывать их особенности; понимать общие правила создания
предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство
(функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности; планировать и
выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в
выполняемые
действия;
выполнять
доступные
действия
по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться: уважительно относиться к
труду людей; понимать культурно-историческую ценность традиций,
отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий
как своего региона, так и страны, и уважать их; понимать особенности
проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя
элементарную про- ектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы,
социальные услуги).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы
графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о
многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении,
практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать
и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке
деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке
изделия); применять приёмы рациональной безопасной работы ручными
инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими
(ножницы) и колющими (швейная игла); выполнять символические действия
моделирования и пре- образования модели и работать с простейшей
технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы,
читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные
и объёмные изделия по простейшим черте- жам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться: отбирать и выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность
реализации
собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать
конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно- художественной задачей.

3. Конструирование и моделирование
Выпускник научится: анализировать устройство изделия: выделять
детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения
деталей; решать простейшие задачи конструктивного характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции; изготавливать несложные конструкции изделий
по ри сунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным
заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться: соотносить объёмную
конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с
изображениями их развёрток; создавать мысленный образ конструкции с
целью решения определённой конструкторской задачи или передачи
определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот
образ в материале.
4. Практика работы на компьютере
Выпускник научится: выполнять на основе знакомства с персональным
компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их
назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять
компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); пользоваться
компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными
электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться: пользоваться доступными
приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в
сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения,
хранения, переработки.
Содержание учебного курса «Технология»

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида
работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её
использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение
социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и
оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение,
рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и
индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в
совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия,
которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной
деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за
домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого
изделия.

(на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная,
проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание,
вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту.
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,
эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур,
линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение
условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.

4
5

Человек и воздух
Человек и информация

3
4
33

П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕХНОЛОГИИ 4 КЛАСС

Усвоение курса «Технология» в четвертом классе обеспечивает достижение
следующих личностных результатов:
- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи
учебной деятельности;
оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки
зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами
и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые
можно характеризовать как хорошие или плохие;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах социальной справедливости и свободе;
- принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним
Предметными результатами изучения технологии в четвертом классе
являются:

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их
обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу,
модели, условиям использования и области функционирования предмета,
техническим условиям);
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение
области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра
возможных решений,
выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий
дизайн, оформление);
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими
приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники
безопасности;
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой
информации, окончательный образ объекта, определение особенностей
конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов,
материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с
корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии,
представление (защита) процесса и результата работы);
- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире
профессий.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в четвертом
классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного
обсуждения;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану,
сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации
шаблонов чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества
выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить
необходимые конструктивные доработки;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников,
исходя из имеющихся критериев;
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная
карта), энциклопедия> справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых
упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
классифицировать факты и явления: определять причинно-следственные
связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы (в информационных проектах);
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном
решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и
способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир
как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира
(архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства
и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов,
внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов,
отражающие природные, географические и социальные условия конкретного
народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира
(удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и
окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера
в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида
работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени.
Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических
материалов), её использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и
оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение,
рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и
индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в
совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия,
которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации
праздников, для самообслуживания, для использования в учебной
деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по
самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи
малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого
изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств
доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.
Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов
обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание
названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической
документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций; подбор и замена материалов и
инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей
(на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и
др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.),
отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в
соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов
России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,
эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур,
линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение
условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции
каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь
изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные
виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и
внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным
и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном
конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения,
хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода,
обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о
правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска
информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к
техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными
ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема,
рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание
небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер.
Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
-иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе
традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в
том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира:
соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность,
эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической
деятельности;
-планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с
опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
-уважительно относиться к труду людей;
-понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего
региона, так и страны, и уважать их;
-понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его

в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные
работы, социальные услуги).
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
-на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно
подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с
поставленной задачей;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки
(при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании,
сборке и отделке изделия);
-применять приемы рациональной безопасной работы ручными
инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими
(ножницы) и колющими (швейная игла);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования
модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать
простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на
них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим
чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с
конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится
-анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения деталей;
-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и
способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств
конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
-изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться
-соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных
геометрических формах, с изображениями их разверток;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:

-соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным
компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в
ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторскотехнологических задач;
-использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными
ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
-создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя
редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой,
визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с
доступными способами ее получения, хранения, переработки.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного
предмета

Тематическое планирование
Тематическое планирование

Характеристика
учащихся

деятельности

Знакомство с учебником 1 ч.

Человек и земля 21 ч.

Обобщить знания о материалах и их
свойствах, инструментах и правилах
работы с ними, изученными в
предыдущих классах.
Планировать
деятельность
по
выполнению изделия на основе
рубрики «Вопросы юного технолога»
и
технологической
карты.
Познакомиться с критериями оценки
качества выполнения изделий для
осу-ществления
самоконтроля'
и
самооценки.
Находить и отбирать информацию об
истории развития железнодорожного
транспорта в России, о видах и
особенностяхконструкции вагонов и
последовательности их сборки из
текстов
учебника
и
других
источников. Выбирать информацию,

Человек и вода 3 ч.

Человек и воздух 3 ч.

необходимую
для
выполнения
изделия, объяснять новые понятия.
Овладевать
основами
черчения,
анализировать конструкцию изделия,
выполнять разметку деталей при
помощи линейки и циркуля, раскрой
деталей
при
помощи
ножниц,
соблюдать
правила
безопасного
использования этих инструментов.
Создавать разные виды вагонов,
используя объёмные геометри-ческие
тела
(параллелепипед,
цилиндр,
конус).
Выбирать
и
заменять
материалы и инструменты при
выполнении изделия.
Применять на практике алгоритм
построения деятельности в проекте,
определять
этапы
проектной
деятельности.
Организовывать'
рабочее место (этот вид деятельности
учащихся осуществляется на каждом
уроке). Рационально использовать
материалы при разметке и раскрое
изделия.
Распределять роли и обязанности при
выполнении проекта (работать в
мини-группах). Помогать участникам
группы при изготовлении изделия.
Проводить оценку этапов работы и на
её основе контролировать свою
деятельность.
Находить и отбирать информацию из
материала
учебника
и
других
источников об устройстве системы
водоснабжения
города
и
о
фильтрации
воды.
Использовать
иллюстрацию
учебника
для
составления рассказа о системе
водоснабжения города и значении
очистки воды для жизнедеятельности
человека.
Делать
выводы
о
необходимости
экономного
расходования воды. Осваивать способ
очистки воды в бытовых условиях. На

основе слайдового и текстового
планов
изготавливать
фильтр.
Проводить эксперимент по очистке
воды, составлять отчёт на основе
наблюдений. Из-готавливатьструемер
и исследовать количество воды,
которое расходует человек за 1
минуту при разном напоре водяной
струи.
Выбирать
экономичный
режим.
Человек и информация 6ч.
Находить и отбирать информацию из
материала
учебника
и
других
источников об истории развития
самолётостроения,
о
видах
и
назначении самолётов. Находить и
отмечать на карте России города, в
которых расположены крупнейшие
заводы, производящие самолёты.
Объяснять:
конструктивные
особенности
самолётов,
их
назначение и области использования
различных
видов
летательных
аппаратов. Сравнивать различные
виды летательных аппаратов (ракета
и самолёт) на основе иллюстраций
учебника.
Находить и отбирать информацию из
материала
учебника
и
других
источников
о
технологическом
процессе
издания
книги,
о
профессиях людей, участвующих в её
создании. Выделять этапы издания
книги,
соотносить
их
с
профессиональной
деятельностью
людей.
Определять
этапы
технологического процесса издания
книги, которые можно воспроизвести
в классе. Использовать полученные
знания для составления рассказа об
истории книгопечатания и видах
печатной продукции. Находить и
называть, используя текст учебника и
иллюстративный материал, основные
элементы книги, объяснять их

назначение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».