ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль турных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 1 классе — 165 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Обучение грамоте Развитие речи Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух. Слово и предложение Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Фонетика Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог. Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего со гласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите. Чтение Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Орфография и пунктуация Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения. Фонетика Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных). Графика Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб ‐нике). Лексика Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Синтаксис Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Орфография и пунктуация Правила правописания и их применение: — раздельное написание слов в предложении; — прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; — перенос слов (без учёта морфемного членения слова); — гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; — сочетания чк, чн; — слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); — знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста. Развитие речи Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения(чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — — оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в первом классе обучающийся научится: — различать слово и предложение; вычленять слова из предложений; — вычленять звуки из слова; — различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [и]); — различать ударные и безударные гласные звуки; — различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове); — различать понятия «звук» и «буква»; — определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова; — правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов; — писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова; — применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать прослушанный текст; — читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения; — находить в тексте слова, значение которых требует уточнения; — составлять предложение из набора форм слов; — устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям; — использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/ п ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Раздел 1. Развитие речи 1.1. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений Количество часов Дата Виды деятельности всег контроль практиче изучен ия о ные ские работы работы 3 Итого по разделу 3 Раздел 2. Фонетика 2.1. Звуки речи. Интонационное выделение звука в слове. 4 Определение частотного звука в стихотворении. Называние слов с заданным звуком. Дифференциация близких по акустикоартикуляционным признакам звуков 2.2. Установление последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. 4 0 0 0 4 0 4 Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в пра вильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки; Упражнение: подбор Совместная работа послов ссоставлению заданным звуком; небольших Игра «Живые звуки»: рассказов описательного моделирование звукового характера (например, состава слова в игровых описание как результат ситуациях; совместных наблюдений, описание модели Работа с моделью: звукового составамодель слова и выбрать нужную т. д.); в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова); Совместная работа: группировка слов по первому звуку(по последнему звуку), по наличию близких в акустикоартикуляционном Виды, форм ы контр оля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-sostavlenierasskaza-po-seriisyuzhetnih -kartinok-klass2836236.html Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/ur ok-poobucheniyu -gramote-klassdobukvarniy-periodna -temu-zvuki-vУстный https://infourok.ru/pre slovahопрос; zentaciya-na-temuintonacionnoeПрактиче metodikavidelenie-zvuka-naская oznakomleniya-deteyработа; fone-slova-edinstvo so-zvukovim--3730501.html stroeniem-slova2116322.html 2.3. Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог 5 0 5 2.4. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. 5 0 5 2.5. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»). 4 0 4 2.6. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) 5 0 5 Итого по разделу Раздел 3. Письмо. Орфография и пунктуация 3.1. Развитие мелкой моторики пальцев и движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение гигиенических требований, которые необходимо соблюдать во время письма 3.2. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающего его буквы и двигательного образа этой буквы. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв 27 6 0 6 5 0 5 Учебный диалог «Чем гласные звуки отличаются по произношению от согласных звуков?»; как результат участия в диалоге: различение Игровое упражнение гласных и согласных «Назови звуков по братца» (парный по отсутствию/наличию твёрдости —мягкости преграды; звук); Работа в группах: Комментированное объединять слова по выполнение количеству слогов в задания: группировка слове и месту ударения; звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие Работа всогласные группах: звуки); объединять слова по количеству слогов в слове и месту ударения; Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным Упражнение: запись образцом; Упражнение: письменными буквами запись под диктовку слова/предло‐ слов и предложений, жения/короткого состоящих из трёхтекста, — написанного печатными пяти слов со звуками в буквами; сильной позиции; Устный опрос; Практиче ская работа; https://resh.edu.ru/subj ect/lesson /3614/conspect/18855 5/ Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu-yazyku-natemutvyordyei-myagkie-soglasnyehttps://infourok.ru/pre zvuki-1-klasszentaciya-po4047296.html russkomu-yazyku-natemuparnye-i -neparnye-poУстный https://infourok.ru/pre tvyordosti-iопрос; zentaciya-pomyagkostiПрактиче russkomu-yazyku-nasoglasnye-zvuki-1ская temu-slog-kakklassработа; minimalnaya4047303.html proiznositelnayaedinica1-klass-4047096.html Устный https://infourok.ru/pre zentaciya-na-temuопрос; Практиче gigienicheskie-pravilapisma-1-klassская работа; 4610582.html Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciyametodicheskoyrazrabotki-po-razdeluprogrammi-obucheniegramote-pismograficheskiy-navik- 3.3. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом 6 0 6 3.4. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением 6 0 6 3.5. Усвоение приёмов последовательности правильного 6 списывания текста 0 6 3.6. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса 6 0 6 3.7. Знакомство с правилами правописания и их применением: раздельное написание слов 6 0 6 3.8. Знакомство с правилами правописания и их применением: обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) 6 0 6 Практическая работа: контролировать правильность написания буквы, сравнивать свои буквы с предложенным образцом; Практическая Упражнение: запись под работа: списывание диктовку слов и в слов/предложений предложений, соответствии с состоящих из трёх — заданным алгоритмом, пяти слов со звуками в контролирование этапов сильной позиции; своей Практическая работа: работы; списывание слов/предложений в соответствии с заданным алгоритмом, Обсуждение контролирование этапов проблемной своей ситуации«Что делать, работы; если строка заканчивается, а слово Упражнение: запись не входит?», введение предложения, знака переноса, составленного из набора сообщение правила слов, с переноса слов правильным (первичное знакомство); оформлением начала и Практическая работа: конца предложения, с списывание и запись соблюдением пробеловс под диктовку между словами; применением изученных правил; Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Письмен ный контроль; Практиче Устный ская опрос; работа; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/uro k-pisma-v-1-klassepo-teme-pismo-bukvbukvosochetanijslogov-slovpredlozhenij-ssoblyudeniemhttps://infourok.ru/uro gigienicheskih-normk-pisma-vponimanie-fklassepismo-pod4664986.html diktovkuslov -predlozheniyhttps://infourok.ru/pre napisanie-kotorih-ne zentaciya-k-rashoditsya-s-ihuroku-russkogoproiznosheniemyazika-v-klasse-yazik1982583.html kak-sredstvohttps://infourok.ru/uro obscheniya-poryadokk-pisma-v-1-klassedeystviy-pripo-teme-pismo-bukvspisivaniibukvosochetanij1484402.html slogov-slovhttps://infourok.ru/pre predlozhenij-szentaciya-ksoblyudeniemuroku-po-russkomugigienicheskih-normyaziku-v-klasseponimanie-fpredlogi-razdelnoe4664986.html napisanie-predlogov https://infourok.ru/pre -so-slovamizentaciya-po2702226.html russkomu-yazyku-natemu-pravopisanieglasnyh-posleshipyashih -v-sochetaniyah-zhishi-cha-sha-chu-shu -1-klass-4047388.html 3.9. Знакомство с правилами правописания и их применением: ча, ща, чу, щу 5 0 5 Практическая работа: списывание и запись под диктовку с применением изученных правил; 6 Знакомство с правилами правописания и их применением: прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных) 3.11 Знакомство с правилами 6 правописания и их . применением: перенос слов по слогам без стечения согласных 0 6 0 6 3.12 Знакомство с правилами правописания и их . применением: знаки препинания в конце предложения Итого по разделу СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1. Язык как основное средство человеческого общения. Осознание целей и ситуаций общения 6 0 6 Комментированная запись предложений с обязательным Упражнение: запись объяснением предложения,случаев употребления заглавной составленного из набора буквы; слов, с Практическая работа: правильным списывание запись оформлением иначала и под диктовку конца предложения, с с применением соблюдением пробелов изученных правил; между словами; 0 1 Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей»; Итого по разделу Раздел 2. Фонетика 2.1. Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение 1 2 0 2 2.2. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]. 1 0 1 Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, Игровое упражнение приобретённые в «Придумай период обучения слово с заданным грамоте; звуком»; Дифференцированное Упражнение: 3.10 . 70 1 Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-k-urokurusskogo-yazika-vklassena-temu-pravopisaniesochetaniyУстный https://infourok.ru/pre cha-scha-chu-schuопрос; zentaciya-zaglavnayaprogrammaПрактиче bukva-v-imenahnachalnaya ская Устный sobstvennyh https://infourok.ru/pre -shkola-i-veработа; -1-klass-4332253.html опрос; zentaciya-po 558889.html Практиче -russkomu-yazyku-naская temuУстный работа; https://resh.edu.ru/subj perenosect/lesson опрос; slov-1-klassПрактиче /6414/conspect/18873 4047130.html 5/ ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-kuroku-russkogoyazika-v-klasse-yazik -kak-sredstvoobscheniyaporyadokdeystviy-priУстный spisivaniihttps://resh.edu.ru/subj 1484402.html ect/lesson опрос; Практиче /3614/conspect/18855 5/ ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; https://resh.edu.ru/subj ect/lesson /4386/conspect/28940 8/ 2.3. Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных) 1 Итого по разделу 4 Раздел 3. Графика 3.1. Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение 1 на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. 3.2. Установление звукового и показатель 1 Функции букв соотношения е, ё, ю, я. Мягкий знак как буквенного состава слова в словах типа стол, мягкости предшествующего согласного звука в конь. конце слова 0 1 Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию; Устный опрос; Практиче ская работа; 0 1 0 1 Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего Учебный диалог согласного); «Сравниваем Совместное выполнение звуковой и буквенный упражнения«Запиши состав слов», в ходе слова по алфавиту»; диалога формулируются Работа в парах: выводы о возможных нахождение в тексте соотношениях слов с заданными звукового и буквенного характеристиками состава слов; звукового и слогового состава слова; Игра-соревнование «Повтори алфавит»; Совместное выполнение упражнения«Запиши слова по алфавиту»; Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?»; Устный опрос; Практиче ская Устный работа; опрос; Письмен ный контроль; Устный Практиче опрос; ская Практиче работа; ская работа; 3.3. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. 1 0 1 3.4. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов Итого по разделу Раздел 4. Лексика и морфология 4.1. Слово как единица языка (ознакомление). 1 0 1 0 4 4 4 Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu-yazyku-natemu-delenie -slov-na-slogiudarenie-1-klass4332036.html https://resh.edu.ru /subject /lesson/6415/main /120021/ https://nsportal.ru/nach alnaya-shkola/russkiiyazyk/2016/04/12/ prezentatsiya-k-urokurusskogo-yazyka-1https://infourok.ru/uro klass-osvoenie k-pisma-v-1klasse-po-teme-pismobukvbukvosochetanij -slogov-slovhttps://resh.edu.ru/subj predlozhenij-sect/lesson/ soblyudeniem6218/conspect/188509 gigienicheskih-norm/ponimanie-f4664986.html https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu-yazyku-natemuslovoedinica-rechi-1-klass5000971.html 4.2. Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). 4 0 4 4.3. Выявление слов, значение которых требует уточнения 4 0 4 0 2 0 1 Итого по разделу 12 Раздел 5. Синтаксис 5.1. Предложение как единица языка 2 (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). 5.2. Установление связи слов в предложении при помощи 1 смысловых вопросов. 5.3. Восстановление деформированных предложений. 1 0 1 5.4. Составление предложений из набора форм слов 1 0 1 Итого по разделу Раздел 6. Орфография и пунктуация 5 Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?»; Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на Комментированное вопрос«кто?»; выполнение Наблюдение за словами, задания: нахождение в отвечающими вопросы тексте слов по на заданным «какой?»,«какая?», основаниям, например «какое?», «какие?»; поиск слов, отвечающих Наблюдение за словами, на вопрос«какая?»; отвечающими на вопросы Совместная работа: «что составление делать?», «что сделать?»; предложения из набора Работа вслов; группах: восстановление предложения в процессе выбора Работа в группах: нужной формы слова, восстановление данного в скобках; предложения в процессе выбора Работа группах: нужнойвформы слова, восстановление данного в скобках; предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках; Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская Устный работа; опрос; Практиче ская Устный работа; опрос; Практиче ская Устный работа; опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu-yazyku-natemuslovanazvaniya-predmetovpriznakov-predmetovdejstvij-predmetov-1klass-4047044.html https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu -yazyku-1-klass-potemerechevaya-situaciyautochnenieznacheniyahttps://infourok.ru/pre neznakomyh-slovzentaciya-slovo-ipravila predlozhenie-klass-pravopisaniya-shkola-rossiihttps://infourok.ru/pre 4414700.html 1521486.html zentaciya-svyazslov-v-predlozhenii-1klasshttps://infourok.ru/pre 5120615.html zentaciya-porusskomu -yazikuhttps://infourok.ru/pre vosstanovleniezentaciya-na-temu deformirovannogo-sostavlenieteksta predlozhenij-iz-klass-3732694.html slov-1-klass4718227.html 6.1. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов в предложении; - прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных; - перенос слов (без учёта морфемного членения слова); - гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн; списывания текста 6.2. -Усвоение алгоритма - слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и Итого по разделу восклицательный знаки. Раздел 7. Развитие речи 7.1. Речь как основная форма общения между людьми 10 1 9 4 0 4 2 0 2 7.2. Текст как единица речи (ознакомление). 2 0 2 7.3. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. 2 0 2 7.4. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи). 2 0 2 14 Упражнение: запись слов с делением для переноса; Орфографический тренинг: отработка правописания сочета ний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил; Наблюдение за Орфографический написанием слов с тренинг сочетаниями правильностичк, и чн, формулирование правила аккуратности по результатам списывания; наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника; Учебный диалог, в ходе Орфографический которого тренинг: обсуждаются ситуации написание слов с общения, в которых сочетаниями чк, чн; выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, Работа в группах: соответствующих оценивание ситуации выражения дидактического текста с просьбы; точки зрения Моделирование речевой наличия/отсутствия Комментированное ситуации вежливого необходимых выполнение задания: отказа с использованием элементов речевого выбор из предло опорных этикета в слов; женного набора описанных взадание: тексте Творческое этикетных слов, ситуациях придумать соответствующих общения; ситуации заданным общения, в которых могут быть ситуациям общения; употреблены предложенные Устный опрос; Письмен ный контроль; Практиче ская работа; Диктант; https://resh.edu.ru/subj ect/lesson/ 3742/conspect/179530 / Устный опрос; Практиче ская работа; https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu -yaziku-obucheniegramote-natemualgoritm -spisivaniyapredlozheniya-iУстный https://resh.edu.ru/subj samoproverkiect/lesson/ опрос; klass-3287869.html Практиче 3581/conspect/179686 / ская работа; Устный опрос; Практиче ская работа; Устный опрос; Практиче ская Устный работа; опрос; Практиче ская работа; https://resh.edu.ru/subj ect/lesson /6422/conspect/17955 3/ https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu -yaziku-na-temuhttps://infourok.ru/pre situaciyazentaciya-poobscheniya-celi-v russkomu-yazyku-po-obscheniiteme2919316.html dialog-1klass-4631784.html 7.5. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) 2 Итого по разделу: Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 15 165 2 1 1 145 Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения; Устный опрос; Практиче ская работа; Диктант; https://infourok.ru/pre zentaciya-porusskomu-yazykutemarechevoj-etiket -slova-privetstviyaproshaniya-izvineniya -otrabotka-poryadkadejstvij-pri-sp5684765.html ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. Работа с серией сюжетных картинок. Пропись. Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 Составление рассказов (устно) по собственым наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Ориентировка на странице прописей 2. Отработка алгоритма действий на странице прописей 3. 1 Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Проведение параллельных линий 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 4. 1 Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Горизонтальные и вертикальные линии 5. 1 Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Наклонные и прямые линии 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 6. 1 Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Наклонные и волнистые линии 7. 1 Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Письмо полуовалов 8. 1 Составление рассказов (устно) по собственным наблюдениям, по сюжетным картинкам на разные темы. Письмо овалов 9. Выполнение графического задания при работе с рисунками 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 10. Различение слова и предложения. Линии сложной конфигурации 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 11. Письмо строчной и заглавной букв А, а 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 12. 1 Закрепление зрительного образа строчной и заглавной букв А, а 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 13. Письмо строчной и заглавной букв О, о 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 14. 1 Закрепление зрительного образа строчной и заглавной букв О, о 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 15. Письмо строчной и заглавной букв И, и 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 16. 1 Закрепление зрительного образа строчной и заглавной букв И, и 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 17. Письмо строчной буквы ы 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 18. 1 Дифференциация зрительного образа букв ы-и 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 19. Письмо слов с изученными буквами 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 20. Письмо строчной и заглавной букв У, у 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 21. 1 Закрепление зрительного образа строчной и заглавной букв У, у 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 22. Письмо строчной и заглавной букв Н, н 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 23. Письмо слов и предложений 1 с буквами Н, н 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 24. Письмо строчной и заглавной букв С, с 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 25. Письмо слов и предложений 1 с буквами С, с 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 26. Письмо строчной и заглавной букв К, к 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 27. Письмо слов и предложений 1 с буквами К, к 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 28. Письмо строчной и заглавной букв Т, т 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 29. Письмо слов и предложений 1 с буквами Т, т 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 30. Письмо строчной и заглавной букв Л, л 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 31. Письмо слов и предложений 1 с буквами Л, л 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 32. Письмо строчной и заглавной букв Р, р 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 33. Письмо слов и предложений 1 с буквами Р, р 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 34. Письмо строчной и заглавной букв В, в 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 35. Письмо слов и предложений 1 с буквами В, в 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 36. Письмо строчной и заглавной букв Е, е 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 37. Письмо слов и предложений 1 с буквами Е, е 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 38. Письмо строчной и заглавной букв П, п 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 39. Письмо слов и предложений 1 с буквами П, п 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 40. Письмо строчной и заглавной букв М, м 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 41. Письмо слов и предложений 1 с буквами М, м 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 42. Письмо строчной и заглавной букв З, з 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 43. Письмо слов и предложений 1 с буквами З, з 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 44. Письмо слов и предложений 1 с буквами С, с - З, з 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 45. Письмо строчной и заглавной букв Б, б 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 46. Письмо слов и предложений 1 с буквами Б, б 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 47. Письмо слов и предложений 1 с буквами П, п - Б, б 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 48. Списывание слов, предложений с изученными буквами 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 49. Письмо строчной и заглавной букв Д, д 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 50. Письмо слов и предложений 1 с буквами Д, д 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 51. Письмо слов и предложений 1 с буквами Т, т - Д, д 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 52. Письмо строчной буквы я 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 53. Письмо заглавной буквы Я 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 54. Письмо слов и предложений 1 с буквами Я, я 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 55. Дифференциция букв а - я на письме 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 56. Письмо строчной и заглавной букв Г, г 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 57. Письмо слов и предложений 1 с буквами Г, г 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 58. Письмо слов и предложений 1 с буквами К, к - Г, г 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 59. Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 60. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ч, ч 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 61. Правописание cочетаний ча- 1 чу 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 62. Письмо буквы ь 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 63. Письмо слов и предложений 1 с буквой ь 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 64. Использование буквы ь при письме 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 65. Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 66. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ш, ш 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 67. Правописание сочетания ши 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 68. Письмо строчной и заглавной букв Ж, ж 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 69. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ж, ж 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 70. Правописание сочетания жи 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 71. Правописание сочетаний жи-ши 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 1 72. Письмо строчной и заглавной букв Ё, ё 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 73. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ё, ё 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 74. Правописание сочетаний ча- 1 чу, жи-ши 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 75. 1 Правописание слов и предложений с сочетаниями ча-чу, жи-ши 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 76. Письмо букв Й, й 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 77. Письмо слов и предложений 1 с буквами Й, й 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 78. Письмо строчной и заглавной букв Х, х 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 79. Письмо слов и предложений 1 с буквами Х,х 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 80. Закрепление написания слов 1 и предложений с изученными буквами 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 81. Письмо строчной буквы ю 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 82. Письмо заглавной буквы Ю 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 83. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ю, ю 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 84. Дифференциация букв у - ю на письме 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 85. Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 86. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ц, ц 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 87. Письмо строчной и заглавной букв Э, э 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 88. Письмо слов и предложений 1 с буквами Э, э 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 89. Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 90. Письмо слов и предложений 1 с буквами Щ, щ 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 91. Дифференциация букв ц - ч - 1 щ на письме 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 92. Письмо слов, предложений с 1 буквами ц - ч - щ 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 93. Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 94. Правописание сочетаний жи- 1 ши, ча - ща, чу - щу 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 95. Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 96. Письмо слов и предложений 1 с буквами Ф, ф 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 97. Дифференциация букв в - ф на письме 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 98. Письмо буквы ъ 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 99. Дифференциация букв ь - ъ на письме 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 100. 100. Написание слов, предложений с буквами ь, ъ 101. Закрепление написания всех 1 букв русского алфавита 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 102. Преобразование печатного шрифта в письменный. 1 0 1 Письменный контроль; 103. Упражнения по выработке каллиграфически правильного письма 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 104. Письмо слов с сочетаниями чк, чн, чт 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 105. 105. Правописание слов с буквами е, ё, ю, я 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 106. Дифференциация букв о - ё, у - ю, а - я, э - е на письме 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 107. 107. Правописание заглавной буквы в словах и предложениях 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 108. Работа с деформированным предложением 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 109. 109. Работа с текстом 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Списывание 110. Закрепление написания слов, 1 предложений с изученными буквами 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 111. Наша речь. Её значение в жизни людей. Язык и речь 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 112. 112. Текст и предложение 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 113. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопосительный и восклицательный знаки 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 114. Диалог. Осознание ситуации 1 общения: с какой целью, с кем и где происходит общение 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 115. 115. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 116. 116. Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи 117. Слово как единицп языка и смысловых речи (ознакомление) вопросов 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 118. Слово и слог. Деление слова 1 на слоги 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 119. 119. Перенос слов (простые случаи, без стечения согласных, без учёта морфемного членения слова) 120. 120. Слово как название предмета (ознакомление) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 121. 121. Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?" (ознакомление) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 122. Слово как название признака 1 предмета (ознакомелени) 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 123. 123. Слова, отвечающие на 1 вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" (ознакомление) 124. 124. Речевая ситуация: 1 обсуждение интересов и преодоление конфликтов 125. Слово как название действия 1 предмета (ознакомление) 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 126. 126. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" (ознакомление) 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 127. Речевой этикет: ситуация 1 знакомства. Вежливые слова 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 128. 128. Слово, его значение 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 1 129. 129. Роль слова в речи. Определение значения слова 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 130. Выявление слов, значение которых требует уточнения 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 131. 131. Работа со словарём. Уточнение значения слова с помощью толкового словаря 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 132. 132. Речевая ситуация: использование интонации при общении 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 133. 133.Восстановление деформированных предложений 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 134. 134. Списывание текста 1 1 0 Контрольная работа; 135. 135. Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 136. 136. Гласные ударные и безударные 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 137. 137. Наблюдение над единообразным написанием буквы безударного гласного звука в одинаковой части (корне) однокоренных слова 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 138. Написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах. Работа с орфографическим словарём 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 139. Твёрдые и мягкие согласные 1 звуки и буквы их обозначающие 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 140. Буквы е, ё, ю, я в слове. Их функция 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 141. 141. Буква Ь как показатель мягкости согласного звука 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 142. Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 143. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й'] и гласный звук [и] 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 144. 144. Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 145. Правописание слов с буквой 1 парного по глухостизвонкости на конце слова 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 146. 146. Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 147. Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч'], [щ'] 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 148. 148. Правило правописания сочетания чк-чн, чт, щн 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 149. 149. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 150. Речевая ситуация: уточнение 1 значения незнакомых слов 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 151. 151. Отработка правил правописания сочетаний ча-ща, чущу, жи-ши 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 152. 152. Закрепление правил правописания сочетаний ча-ща, чущу, жи-ши 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 153. 153. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 154. Заглавная буква в именах, 1 отчествах, фамилиях людей, в географических названиях 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 155. 155. Правило правописания заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 156. 156. Знакомство со словами, близкими по значению 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 157. 157. Повторение слов, отвечающих на вопросы "кто?", "что?" 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; Использование алфавита для работы со словарём 158. 158. Повторение слов, 1 отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?" 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 159. 159. Повторение слов, 1 отвечающих на вопросы "что делать?", "что сделать?" 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 160. Составление предложения из 1 набора форм слов. Работа с деформированными предложениями 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 161. Повторение знаний о тексте и предложении 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 162. 162. Составление краткого рассказа по сюжетным картинкам и наблюдениям 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 163. Комплескное повторение изученного в 1 классе 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 164. Закрепление правописания орфограмм, изученных в 1 классе 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 165. Итоговая работа за 1 класс 1 1 0 Контрольная работа; Диктант; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 165 2 163 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. Учебник. 1 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации Поурочное планирование ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://resh.edu.ru/ Инфоурок https://infourok.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы» Комплект таблиц «Русский алфавит» Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Глагол» Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Имя прилагательное» ) Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Имя существительное» Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Местоимение» Комплект таблиц для нач. шк. «Русский язык. Предложение» Набор таблиц «Словарные слова» Таблицы демонстрационные «Основные правила и понятия 1-4 класс» Таблицы демонстрационные «Правописание гласных в корне слова» Таблицы демонстрационные «Русский алфавит» Таблицы демонстрационные «Русский язык 1 кл.» Модель-аппликация «Звукобуквенная лента» Модель-аппликация «Набор звуковых схем» Стенд-лента «Буквы» Фрагмент (демонстрационный) маркерный (двусторонний) «Разбор по частям речи, разбор слова по составу и звукобуквенный анализ», Слайд-комплекты Пейзаж в произведениях русских художников Расскажи о человеке Сочини рассказ Набор звуковых схем Русский язык (резинка). Комплект динамических раздаточных пособий. Методическое пособие. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Мультимедийное оборудование