ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Будогощская СОШ им.М.П.Галкина»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МОУ «Будогощская СОШ
им. М.П.Галкина»
(протокол от 28.08.2020 № 1)

УТВЕРЖДЕНО

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
МОУ «Будогощская СОШ им.М.П.Галкина»

1 Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Департамента
образования администрации городского округа Самара № 1212-од от 19 сентября 2019 г.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между данными участниками образовательного и
трудового процесса.
1.3. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в
школе кадрового ядра.
1.4. Основными задачами школьного наставничества являются:
• привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и
закрепление учителей в образовательном учреждении;
• ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива
школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и
творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
1.5. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную
работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
1.6. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее
Положение и иные нормативные акты Минобрнауки/Министерства просвещения России,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов
образовательных учреждений.

2 Основные понятия
Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с
впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на
должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель (обладающий педагогическим стажем), обладающий
высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области
методики преподавания и воспитания.
Наставляемый (молодой специалист) - начинающий учитель (не имеющий опыта
работы в образовательном учреждении), как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих навыков и умений, повышающий свою квалификацию под
непосредственным
руководством
наставника
по
согласованному
плану
профессионального становления.
3 Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы
по учебно - воспитательной (методической) работе и председатели методических
объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Председатель методического объедения подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление
о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не
менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может
иметь одновременно не более двух наставляемых.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического
объединения, согласовываются с заместителем директора по методической работе и
утверждаются на заседании Методического совета.
3.5. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с
обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих
должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора
школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к
молодому специалисту на срок не менее одного года.
Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента
назначения молодого специалиста на определенную должность.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
• впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

• выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими
в образовательное учреждение по распределению;
• выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;
• учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).
3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
• увольнения наставника;
• перевода на другую работу наставника;
• привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
• психологической несовместимости наставника и подшефного;
• письменным заявлением наставника об отказе от своих полномочий по иным причинам
(в том числе, без указания причины).
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение
профессиональных целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка
производится на промежуточном и итоговом контроле.
3.9. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной
плате из надтарифного фонда образовательного учреждения. За успешную многолетнюю
работу наставник отмечается директором ОУ по действующей системе поощрения вплоть
до представления к почетным званиям.

4 Обязанности наставника:
• знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
• разработать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету;
• изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
• знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
• вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
• проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
• давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать
работу, оказывать необходимую помощь;

• оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
• личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
• участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
• подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, с предложениями
по дальнейшей работе молодого специалиста.

5 Права наставника:
• с согласия заместителя директора по УВР (МР, председателя методического
объединения) подключить для дополнительного обучения молодого специалиста других
сотрудников О У ;
• требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной
форме.
6 Обязанности молодого специалиста
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании М/О с указанием срока наставничества и будущей специализации и
утверждается приказом директора ОУ.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
• изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную
деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные
обязанности по занимаемой должности;
• выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
• постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
• учится у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
• совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
• периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем
методического объединения.
7 Права молодого специалиста
Молодой специалист имеет право:
• вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
• защищать профессиональную честь и достоинство;
• знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;

•

посещать

внешние

организации

по

вопросам,

связанным

с

педагогической

деятельностью;
• повышать квалификацию удобным для себя способом;
• защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
нарушением норм профессиональной этики;
• требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.

8 Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя директора ОУ по учебно - воспитательной (методической) работе.
8.2. Заместитель директора ОУ по УВР (МР) обязан:
• представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
• создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
• посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
• организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
• изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества
в образовательном учреждении;
• определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами
несут
председатели
методических
объединений.
Председатель
методического объединения обязан:
• провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
• обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
• осуществлять систематический контроль работы наставника;
• заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР (МР).
9 Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• настоящее Положение;
• приказ директора ОУ об организации наставничества;
• планы работы педагогического, научно - методического совета, методических
объединений;
• протокол заседаний педагогического, научно - методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».