Муниципальное общеобразовательное учреждение «Будогощская СОШ им.М.П.Галкина» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МОУ «Будогощская СОШ им. М.П.Галкина» (протокол от 28.08.2020 № 1) УТВЕРЖДЕНО ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве МОУ «Будогощская СОШ им.М.П.Галкина» 1 Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Департамента образования администрации городского округа Самара № 1212-од от 19 сентября 2019 г. 1.2. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между данными участниками образовательного и трудового процесса. 1.3. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра. 1.4. Основными задачами школьного наставничества являются: • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении; • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. 1.5. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания. 1.6. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение и иные нормативные акты Минобрнауки/Министерства просвещения России, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений. 2 Основные понятия Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с впервые принятыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник - опытный учитель (обладающий педагогическим стажем), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставляемый (молодой специалист) - начинающий учитель (не имеющий опыта работы в образовательном учреждении), как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, повышающий свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 3 Организационные основы наставничества 3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно - воспитательной (методической) работе и председатели методических объединений, в которых организуется наставничество. 3.3. Председатель методического объедения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее двух лет по данному предмету. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух наставляемых. 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по методической работе и утверждаются на заседании Методического совета. 3.5. Назначение наставника производится при обоюдном добровольном согласии (с обязательным детальным разъяснением предполагаемому наставнику его будущих должностных обязанностей) предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Методического совета приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее одного месяца с момента назначения молодого специалиста на определенную должность. 3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: • впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в образовательное учреждение по распределению; • выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; • учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; • учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях: • увольнения наставника; • перевода на другую работу наставника; • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; • психологической несовместимости наставника и подшефного; • письменным заявлением наставника об отказе от своих полномочий по иным причинам (в том числе, без указания причины). 3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение профессиональных целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 3.9. Для мотивации деятельности наставнику устанавливается надбавка к заработной плате из надтарифного фонда образовательного учреждения. За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором ОУ по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям. 4 Обязанности наставника: • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; • разработать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителем, увлечения, наклонности, круг досугового общения; • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений; • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю - предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; • давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь; • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5 Права наставника: • с согласия заместителя директора по УВР (МР, председателя методического объединения) подключить для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников О У ; • требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме. 6 Обязанности молодого специалиста 6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании М/О с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора ОУ. 6.2. В период наставничества молодой специалист обязан: • изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности; • выполнять план профессионального становления в установленные сроки; • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; • учится у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем методического объединения. 7 Права молодого специалиста Молодой специалист имеет право: • вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; • защищать профессиональную честь и достоинство; • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; • посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; • повышать квалификацию удобным для себя способом; • защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики; • требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 8 Руководство работой наставника 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора ОУ по учебно - воспитательной (методической) работе. 8.2. Заместитель директора ОУ по УВР (МР) обязан: • представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника; • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; • посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом; • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении; • определить меры поощрения наставников. 8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несут председатели методических объединений. Председатель методического объединения обязан: • провести инструктаж наставников и молодых специалистов; • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; • осуществлять систематический контроль работы наставника; • заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого специалиста и наставника и представить их заместителю ОУ по УВР (МР). 9 Документы, регламентирующие наставничество 9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • настоящее Положение; • приказ директора ОУ об организации наставничества; • планы работы педагогического, научно - методического совета, методических объединений; • протокол заседаний педагогического, научно - методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.