Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Окружающий мир
Класс 1-4
Разработано на МО учителей начальных классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 1 классе.
В результате изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе должны
быть достигнуты определенные результаты.
1.1.Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м
классе является формирование следующих умений:
Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять
уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие.
Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для
всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки
как хорошие или плохие.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в
отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в
общественных местах.
Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на
улице и в быту.
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного
отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков
других людей в природе).
1.2.Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное
решение проблемных вопросов;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
выполнять индивидуальные задания;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать предметы и их образы.
Моделировать экологические связи с помощью графических и
динамических схем.
Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком –
схемой.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности,
извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика; осваивать ролевые игры).
Формировать умение работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».
1.3.Предметные результаты
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м
классе является сформированность следующих умений.
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где
живут учащиеся; родного города (села);
государственную
символику
России:
флаг,
герб,
гимн;государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет,
форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе;
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой
природы; называть их роль в жизни человека;
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть основные особенности каждого времени года, уметь
определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической
этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых,
рыб, птиц, зверей;
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок,
плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями,
домашними животными (кошкой, собакой);
особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
правила ОБЖ, уличного движения:
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет)
и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными
представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору
учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему
виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с
разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием
животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего
обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила
перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по
выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом,
гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с
комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с
помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями
ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям;
сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам,
шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним;
знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (10 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество.
Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей
электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и
условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила
ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к
кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям
продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению
учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую
среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение
свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными
растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (9 час)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и
времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные
животные прошлого.
Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила
безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий
мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (18 часов)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие
Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений,
животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога,
жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают
о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и
ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед
едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и
теперь.
Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда
дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему
миру, к своей
планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье
рук и др.).
Учебно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»
1 класс
№
Содержание предмета
Кол-во
Практическая
часов
часть
1
Введение.
2
2
Что и кто?
15
Проверочная работа
-1
3
Как, откуда и куда?
10
Проверочная работа
-1
4
Где и когда?
9
Проверочная работа
-1
5
Почему и зачем?
18
Проверочная работа
-1
Итого:
54
4
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий
мир"
во 2 классе.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в
учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков
одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я»
как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе
знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством
учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами,
другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем
плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом
при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов
решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические
выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным материалом.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями,
схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня
обобщения (природа и вещи, сделанные человеком; природа живая - неживая;
группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в
дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых
учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в
соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об
окружающем мире;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений
об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем,
одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной
деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в
процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в
группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество,
последовательность действий, выполняемых партнером, производить
сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Второклассник научится:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы
экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших курс 2 класса
по «Окружающему миру»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир во 2-м
классе является формирование следующих умений:
-знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к
своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или
плохие.
-использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с
другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в
быту.
-освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения
к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в
природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение
проблемных вопросов;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
-учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять
индивидуальные задания;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса..
-моделировать экологические связи с помощью графических и динамических
схем.
-уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи).
-слушать и понимать речь других.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе
Где мы живём?
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия,
название нашего посёлка. Что мы называем родным краем (район, область).
Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это
окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что
сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа .
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и
тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что
такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют
богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение
воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные
признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки
различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными растения - пища и
укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян
растений
Отрицательное влияние людей на растения и животных сбор букетов,
обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых:
неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.
Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными.
Меры их охраны. Правила поведения в природе
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение
температуры воздуха, воды, тела человека: знакомство с горными породами
и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав,
знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Отработка приемов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села.
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из
истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на
лестничной площадке, во дво- ре, подъезде. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство.
Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники
культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в
зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с
достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность.
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство.
Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения.
Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой
техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация
в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах,
не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и
грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между
членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых.
Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного
разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом.
Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре,
транспорте).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия .
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное
отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица
России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом
всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение
основных приёмов чтения карты.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
Название раздела
Где мы живем
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия
Итого
Кол-во часов
4
20
10
9
7
18
68
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе.
Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в
достижении метапредметных результатов начального образования.
У
третьеклассника
продолжают
формироваться
регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
устанавливать последовательность основных исторических событий в
России в изучаемый период;
оформлять результаты исследовательской работы;
составлять план текста и небольшое письменное высказывание;
формулировать выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод;
приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой
информации, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом;
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с
автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода.
Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни.
Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Охрана растений. Берегите воду!
Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по
охране чистоты воды и её экономному использованию.Почва как верхний
плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для
жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы.
Охрана почвы.Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и
развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий
круговорот жизни. Основные звенья круговорота веществ: производители,
потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. Проект
«Разнообразие природы родного края».
Мы и наше здоровье.
Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об
органах и системе органов тела человека: (на примерах пищеварительной,
кровеносной, нервной систем). Измерение своего роста и массы
тела.Органы чувств Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их
роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.Надёжная защита
организма.Опора тела и движение Опорно-двигательная система, её роль в
организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной
осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Наше
питание. Проект «Школа кулинаров».Дыхание и кровообращение.Умей
предупреждать болезни.Здоровый образ жизни.
Наша безопасность.
Огонь, вода и газ Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при
пожаре, аварии водопровода, утечке газа.Чтобы путь был
счастливым.Дорожные знаки.Проект «Кто нас защищает».Опасные
места.Экологическая безопасность.
Чему учит экономика
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа
экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство.
Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет.
Семейный бюджет. Экономика и экология.Проект «Экономика родного
края».
Путешествия по городам и странам.
Золотое кольцо России.Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие
соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По
Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам
мира.Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного
края», «Музей путешествий».
№
1
2
3
4
5
6
Название раздела
Как устроен мир
Эта удивительная природа
«Мы и наше здоровье»
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествия по городам и странам
итого
Количество часов
6
19
10
7
12
14
68
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
в 4 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и
культурного наследия;
-умение осознанно использовать обществоведческую лексику для
выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина
России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской
Федерации;
-чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей
семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России
посредством знакомства с достижениями страны, вкладом
соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа
российской гражданственности «Единство в многообразии»;
-понимание себя наследником ценностей многонационального
российского общества и всего человечества, в том числе на основе
формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное
культурное наследие»;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины
мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
-уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира
через понимание их взаимной связи и представление о необходимости
исторической преемственности в жизни общества;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире, в том числе на основе представлений об
историческом развитии родной страны, изменениях в её современной
жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
-осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика
(действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),
мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл
учения;
-самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки,
сохранность объектов природы, будущее России*;
-эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие
природы России и родного края, знакомство с культурой регионов
России, развитием культуры страны и родного края в различные
периоды истории;
-этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в
ходе знакомства с историей Отечества, образами великих
соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические
периоды;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных
проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о
природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от
природных условий;
-мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное
отношение к материальным и духовным ценностям на основе
знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом
людей многих поколений в создание материальных и духовых
ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
-сохранять учебную задачу в течение всего урока;
-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым
материалом урока;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать
обобщение);
-планировать свои действия;
-фиксировать по ходу урока и в конце его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке,
объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-контролировать и корректировать свои действия в учебном
сотрудничестве;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать, толковать и организовывать свою деятельность в
соответствии с условными знаками и символами, используемыми в
учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
-осуществлять поиск необходимой информации из различных
источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных
заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных
типов и видов (художественных и познавательных);
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для решения учебных задач;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
-строить доказательство своей точки зрения по теме урока в
соответствии с возрастными нормами.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в
стремлении высказываться, задавать вопросы;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной
форме;
-аргументировать свою позицию;
-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной
и ориентироваться на позицию партнера в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его
обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли
при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
-составлять рассказ на заданную тему;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и
позиций всех его участников;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он
знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
-понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о
национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство
гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу,
субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город,
другие города современной России, узнавать по фотографиям и
описывать достопримечательности регионов и городов России;
-называть элементы государственного устройства России, объяснять их
роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его
полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством
современной России и государственным устройством нашей страны в
другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый
главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают
наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
-раскрывать значение государственных символов России, находить их
среди государственных символов других стран;
-называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни
страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
-рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка,
эколога;
-проводить несложные астрономические наблюдения;
-изготавливать модели планет и созвездий;
-использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
-анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы
их решения;
-приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из
международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные
географические объекты, на карте природных зон России — основные
природные зоны;
-объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране,
давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные
природные зоны;
-приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том
числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать
эти связи с помощью моделей;
-оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать
возникающие экологические проблемы и способы их решения,
приводить примеры заповедников и национальных парков России;
-давать краткую характеристику своего края;
-различать и описывать изученные природные объекты своего края,
пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения)
объектов неживой и живой природы;
-давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
-выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать
эти связи с помощью моделей;
-оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных
природных сообществах;
-рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные
в экономике своего края;
-приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать
источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место
события на «ленте времени»;
-читать историческую карту;
-перечислять эпохи истории человечества в правильной
последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать
историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого,
сохранившимся до наших дней;
-с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
-описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей
прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в
истории человечества;
-показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города
России в разные периоды истории, места некоторых важных
исторических событий;
-рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об
изученных событиях истории России;
-соотносить даты и события, определять последовательность и значение
некоторых важных событий в истории России;
-составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого,
высказывать суждения о них;
-описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать
их достопримечательности;
-называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и
культуры России;
-находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
-раскрывать связь современной России с её историей;
-использовать дополнительную литературу, Интернет для получения
информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли,
России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание курса
Земля и человечество. Мир глазами астронома. Планеты Солнечной
системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами
географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России. Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра.
Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны. Наш край. Поверхность нашего
края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля
– кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах.
Экскурсии в природные сообщества родного края. Растениеводство в
нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим
свои достижения.
Страницы всемирной истории. Начало истории человечества. Мир
древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история
продолжается сегодня.
Страницы истории России. Жизнь древних славян. Во времена
Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней
Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья.
Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты
России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина
Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века.
Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия. Основной закон России и права человека. Мы –
граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники.
Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения.
Проекты: темы по выбору учащихся (Путешествуем без опасности.
Всемирное наследие в России. Красная книга в России. Заповедники и
национальные парки в России. Всемирное наследие за рубежом.
Международная Красная книга. Национальные парки мира. Как
защищают природу. Красная книга нашего края. Охрана природы в
нашем крае. Мой атлас-определитель. Мои «Зелёные страницы». Чему
меня научили уроки
экологической этики.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
Название раздела
Земля и человечество
Природа России
Родной край-часть большой страны
Страницы всемирной истории
Страницы истории России
Колво
часов
9
10
14
5
19