Литературное чтение

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Литературное чтение

Класс 1-4

Разработано на МО учителей начальных классов

Планирумые результаты освоения учебного предмета в 1 классе.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.1.Личностные результаты

 с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому
месту, где родился (своей малой родине);
 отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
 осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с
уважением относиться к людям другой национальности;
 проявлять интерес к чтению произведений устного народного
творчества своего народа и народов других стран.
 на основе художественных произведений определять основные
ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие,
взаимопомощь, взаимовыручка);
 с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков,
известных во всем мире;
 осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с
пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом
читать произведения других народов.
1.2.Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия
 принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя и под руководством учителя;
 понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал
интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
 планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью
учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных
картин (картинному плану);
 контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или
по алгоритму, данному учителем;
 оценивать результаты собственных учебных действий и учебных
действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или
учебником);
 выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
 фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим
успехам, стремиться к улучшению результата;

 анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных
фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по
просьбе учителя;
 осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё
получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться»,
«Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные универсальные учебные действия
 понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.);
 осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл
прочитанного;
 сравнивать художественные и научно-познавательные тексты;
находить сходства и различия;
 сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с
пословицей (поговоркой);
 определять характер литературного героя, называя его качества;
соотносить его поступок с качеством характера;
 отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4
предложений;
 отличать произведения устного народного творчества от других
произведений;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий;
 понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе
чтения по ролям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 отвечать на вопросы учителя по теме урока;
 создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с
помощью учителя;
 слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не
перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
 под руководством учителя объединяться в группу сверстников для
выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не
демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
 оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства
(плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.),
высказывая свою точку зрения;
 понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать
коллективно под руководством учителя;

 соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму,
данному в учебнике или записанному учителем на доске;
 оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям,
пересказ текста, выполнение проекта;
 признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
 употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я
его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых
слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
 находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных
книгах, словарях;
 готовить небольшую презентацию (3—4 слайда) с помощью взрослых
(родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой
на слайды.
1.3.Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности
 воспринимать на слух различные виды текстов,
 осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я
хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие
писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под
руководством учителя;
 читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости
чтения;
 проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на
обложке и представленной тематической выставке;
 различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и
сказок;
 принимать участие в коллективных беседах по прочитанным,
прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на
основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
 уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое
название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
 называть действующих лиц прочитанного или прослушанного
произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои
поступки с поступками литературных героев;
 различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их
особенности под руководством учителя;
 анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как
догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
 читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как
народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей
и поговоркой.

Творческая деятельность
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 пересказывать текст подробно на основе картинного плана под
руководством учителя;
 восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под
руководством учителя;
 составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного
произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями
являются…).
Литературоведческая пропедевтика:
 различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка
(малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
 отличать прозаический текст от поэтического;
 отличать художественный от научно-популярного; находить отличия
между научно-познавательным и художественным текстом.
 называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Содержание учебного предмета
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных
писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного
народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанровотематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и
интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего
мира.
Добукварный период
Букварный период
Послебукварный период
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С.
Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки,
потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки,
песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т.
Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М.
Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В.
Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А.
Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об
умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В.
Берестова, К. Ушинского.
Учебно-тематическое планирование по курсу «Литературное
чтение»

№

1 класс
Содержание предмета

Кол-во часов

1

Добукварный период

12

2
3
5
6
7
8
9
10

Букварный период
Послебукварный период
Жили-были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель. 3венит капель!
И в шутку и всерьёз
Я и мои друзья
О братьях наших меньших

68
12
7
7
4
6
7
3
126

Всего



Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе.
Предметные результаты
Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;



осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;



понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее
заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;



делить текст на части, озаглавливать части;



выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;



подробно и выборочно пересказывать текст;



составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;



размышлять о характере и поступках героя;



относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка,
песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую)
сказку;



находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные
приметы;



относить сказочных героев к одной из групп (положительные,
отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);



соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Ученик получит возможность научиться:
 проводить
«диалог
с
автором»
в
процессе
чтения
текста
(этапы:самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста,
прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);


видеть и понимать, из каких, составляющих складывается образ героя
(портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к
герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;



практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и
драматическое произведения;



относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ,
повесть, повесть-сказка, фантастическая повесть;



самостоятельно находить ключевые слова.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
По окончании 2 класса ученик научится:
 сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала
урока в процессе его изучения;
 формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с
целями темы; понимать учебную задачу урока;
 читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без
искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать
возможные этапы изучения темы;
 коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
 контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
 оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным
учителем;
 оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным
критериям;
 выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг
неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
 фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
его
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное
отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата
в ходе выполнения учебных задач;
 анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных
шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

 осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней
речи.
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
 формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с ней; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно,
по ролям, выразительно наизусть и пр.);
 составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе
или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
 выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов,
вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
 оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью
шкал, лесенок, баллов и пр.); определять границы коллективного знания и
незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы
уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
 фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?»);
 анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной
форме в группе или паре;
 предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
 осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД.
По окончании 2 класса ученик научится:
 пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
 отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные
вопросы;

 понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения,
объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

 сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение,
народную и литературную сказку;
 сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника, с
пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
 создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения)
по теме урока из 5—6 предложений;
 понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А.
Крылова; проявлять индивидуальные творческие способности при
составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших
стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
 соотносить пословицы
произведения;

и

поговорки

с

содержанием

литературного

 определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или
учебника и рабочей тетради;
 понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать
прочитанную
 информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении
структуры текста и пр.).
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
 определять информацию на основе различных художественных объектов,
например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,
музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;


анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения;

 сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения,
выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в
своих творческих работах;
 самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения;

 понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской
и мировой литературы;
 проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
 предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
 определять основную идею произведения (эпического и лирического),
объяснять смысл образных слов и выражений,
 выявлять отношение
произведения;

автора

к

описываемым

событиям

и

героям

 создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 7—8 предложений;
 сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и
рассказ; находить сходства и различия;
 соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального
произведения,
репродукцией
картины
художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД
По окончании 2 класса ученик научится:
 вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
 создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по
предложенной теме;
 оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания;

 прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его
основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
 не конфликтовать, использовать вежливые слова;
 в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы,
предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
 употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить
примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых
произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
 оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые
оценочные
средства
(вежливо/невежливо,
достойно/недостойно,
искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку
зрения; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой
группы (пары),
 участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного
задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным
критериям;
 оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных
героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
 находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
 готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых
(родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой
на слайды.
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
 высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
 понимать цель своего высказывания;
 пользоваться
элементарными
жестикуляцией;

приёмами

убеждения,

мимикой

и

 участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
 создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения
устного высказывания;
 предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой
зрения другого;
 объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
 отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
 опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;
 формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
 определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой
или парной работы по выработанным критериям;
 определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм;
 руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения;
 объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода
из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из
литературных произведений;
 находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,
периодику (детские журналы и газеты);
 готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к
взрослым только в случае затруднений использовать в презентации не только
текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические
схемы, модели и пр.);

 озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.

Личностные результаты
По окончании 2 класса у ученика будут сформированы:
 умения, позволяющие на основе художественных произведений определять
основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение,
сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
 ценностные отношения к произведениям русских писателей-классиков,
известных во
всем мире.
По окончании 2 класса ученик получит возможность сформировать:
 понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и
поговорках;


уважительное отношение к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине; умения составлять рассказы о них;



умения, позволяющие самостоятельно находить произведения о своей
Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и
произведения о Родине.

Содержание учебного предмета

и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое
зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»,
«Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (7 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает
брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой.
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась
листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И.Токмакова. «Опустел
скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.
Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (10 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».И. Крылов. «Лебедь,
Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (9 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была
собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята»,
Е.Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (6 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»;
Д.Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень- очень вкусный
пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (6ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким.
«Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 3 классе.
Личностные результаты.
Учащиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье,
находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе
пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,
рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о
них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом
читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к
малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине
среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым
местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и
поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя
художественные формы изложения (литературный журнал, урокиконцерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и
произведения собственного сочинения;принимать участие в проекте на тему
«Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные
действия с заданнойзадачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.); составлять план работы по решению
учебнойзадачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с
группой (парой) планизучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов,
вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания
результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью
шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),
связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или
паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и
индивидуальными учебными потребностями и интересами;

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой
индивидуальный план работы (возможно,альтернативный) или некоторые
пункты плана, приводить аргументы в пользу своего
плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки
предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения
результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его
пунктам, проверять и контролировать ихвыполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме
самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?),
связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительнойсистемы баллов);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и
знаковой системы («+» и «−», «?», накопи-тельной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в
рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план
действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного
достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- определять информацию на основе различных художественных объектов,
например,литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины,
музыкального текста,таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника) ,выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного
произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в
своих творческих работах;

- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл
читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и
стихов великихклассиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова,
Толстого, Крылова и др.);
- понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям,
при инсценировании ивыполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих
нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического),
объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к
описываемым событиям игероям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню
и рассказ;
- находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом
музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к текступроизведения репродукции картин
художника или фрагменты музыкальныхпроизведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного
произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков,
схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной
и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и
рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них
сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела,
темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных
произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных
рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы
(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и
мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих
нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых
действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров
(летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа,
лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительновыразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или
прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и
жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление
нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае
несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и
оценивании событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на
протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать
для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой
или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных
жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков
литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути
выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из
литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет,
периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью
к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не
только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации,
графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по
продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:
«Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне
хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия
на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие
его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и
письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых
отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном
материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,
соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за
помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения,
видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены
цель и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая
своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное,
изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным
праздникам;
-составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на
заданную тему; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие
чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять
данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги,
рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
-соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы
в тексте;
- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.);
-при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её
элементы;
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в
диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской
культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое
ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение
читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять
слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к
содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его
изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров
слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия);
- эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные
выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором
слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять
самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко,
опираясь на самостоятельно составленный план;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность
изложения событий;
- составлять план, озаглавливать текст;
- пересказывать текст, включающий элементы описания (природы,
внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного
творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной
задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения
в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом —
повествованием;
-пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие
нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и
праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и
традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей,
былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать
подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы
жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные
праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на
Руси» и др.);
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных
праздниках, посвящённых великим русским поэтам; - -участвовать в
читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и
разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор,
находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки,
находить в текстедоказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структуратекста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение,олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь.Рукописные книги Древней
Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги
Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван
Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения
необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване
Фёдорове
Устное народное творчество
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические
народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение
докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и
хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные
сказки « Сестрица Алёнушка и братецИванушка», «Иван-царевич и серый
волк», «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на
части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.
Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение
художественного текста и произведения живописи. Проект «Сочиняем
вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими
историями».
Поэтическая тетрадь 1.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.
Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья».
Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение —
средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём
расскажут осенние листья». А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет
рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие
картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. Никитин.
«Полно, степь моя...», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения.
Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины
природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег». И. Суриков.
«Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в
лирическом стихотворении.
Великие русские писатели
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.
Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.
Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись,
её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста.

Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной
сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С.
Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом, их сравнение. И. Крылов. Подготовка сообщения
о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный
портрет И. Крылову. Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок
читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.
Инсценирование басни. М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.
Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения.
Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к
лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и
произведения живописи. Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний
писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы
Л. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных
вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события,
герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического илирического текстов.
Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст
рассуждение. Сравнение текстарассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2
Прогнозирование содержания раздела. Н. Некрасов. Стихотворения о
природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства
художественной выразительности. Повествовательное произведение в
стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.
Выразительное чтение стихотворений. К. Бальмонт, И. Бунин.
Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки
Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины
сказки». Присказка. Сравнение литературной и народнойсказок. Герои
сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В.
Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки.
Нравственный смысл сказки. В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение
народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. Составление
плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были – небылицы
Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой».
Приём сравнения — основной приём описания подводного царства.
Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Паустовский.
«Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои

произведения. Характеристика героев. А. Куприн. «Слон». Основные
события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1
Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных.
Средства художественной выразительности. Авторское отношение к
изображаемому. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной
выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных
авторов на одну и ту же тему. С. Есенин. Выразительное чтение
стихотворения. Средства художественной выразительности для создания
картин цветущей черёмухи.
Люби живое .
М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в
текст.Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так
называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный
герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение
содержания т екста. В. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».
Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. Бианки. «Мышонок
Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое
произведения. Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ.
Краткий пересказ. В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. В.
Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2
Прогнозирование содержания раздела. С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу
над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.
А. Барто. «Разлука», «В театре». Выразительное чтение. С. Михалков.
«Если». Выразительное чтение. Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок».
Выразительное чтение. Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.
Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка
произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А.
Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности
речи героев. Чтение по ролям. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие
путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности
юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление
порядка событий. Н. Носов. «Федина задача»,«Телефон». Особенности
юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических
рассказов Н. Носова.

По страницам детских журналов.
Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки»
— самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.Ю.
Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по
содержанию. Пересказ. Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются
легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое
легенда. Пересказ. Легенды своей семьи. Р. Сеф. «Весёлые стихи».
Выразительное чтение.
Зарубежная литература.
Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый
Персей». Отражение мифологических представлений людей в
древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х.
Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков
к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.
№ Название раздела
Количество
часов
1 Самое великое чудо на
2
свете
2 Устное народное
14
творчество
3 ПОЭТИЧЕСКАЯ
11
ТЕТРАДЬ 1
4 ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ
26
ПИСАТЕЛИ
5 ПОЭТИЧЕСКАЯ
6
ТЕТРАДЬ 2
6 ЛИТЕРАТУРНЫЕ
9
СКАЗКИ
7 БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ
10
8 ПОЭТИЧЕСКАЯ
6
ТЕТРАДЬ-1
9 ЛЮБИ ЖИВОЕ
16
10 ПОЭТИЧЕСКАЯ
8
ТЕТРАДЬ-2
11 СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ 12
– НАБЕРЁШЬ
КУЗОВОК
12 ПО СТРАНИЦАМ
8
ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
13 ЗАРУБЕЖНАЯ
8
ЛИТЕРАТУРА
итого
136

П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В 4 КЛАССЕ.
Л ИЧНОСТНЫЕ
У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:


ПОНИМАТЬ, ЧТО ОТНОШЕНИЕ К Р ОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С
ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ И К МАЛОЙ РОДИНЕ, НАХОДИТЬ ПРИМЕРЫ
САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ СРЕДИ ГЕРОЕВ
ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ;



СОБИРАТЬ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАОЧНЫХ ЭКСКУРСИЙ ПО
ЛЮБИМЫМ МЕСТАМ СВОЕЙ Р ОДИНЫ, МЕСТАМ, ВОСПЕТЫМ В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ, ДОНОСИТЬ ЭТУ
ИНФОРМАЦИЮ ДО СЛУШАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ, УРОКИ-КОНЦЕРТЫ,
УРОКИ-ПРАЗДНИКИ, УРОКИ-КОНКУРСЫ И ПР.);



СОСТАВЛЯТЬ СБОРНИКИ СТИХОВ И РАССКАЗОВ О Р ОДИНЕ,
ВКЛЮЧАТЬ В НИХ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ;



ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ НА ТЕМУ « М ОЯ Р ОДИНА В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОЭТОВ И МУЗЫКАНТОВ» .


У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:


ПОЗНАВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ СВОЕГО НАРОДА,
СОХРАНЯТЬ ИХ;



РАССКАЗЫВАТЬ О СВОЕЙ Р ОДИНЕ, ОБ АВТОРАХ И ИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О Р ОДИНЕ, О ПАМЯТНЫХ МЕСТАХ СВОЕЙ МАЛОЙ
РОДИНЫ;



НАХОДИТЬ В И НТЕРНЕТЕ, В БИБЛИОТЕКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О Р ОДИНЕ,
О ЛЮДЯХ, СОВЕРШИВШИХ ПОДВИГ ВО ИМЯ СВОЕЙ Р ОДИНЫ;



СОЗДАВАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ О Р ОДИНЕ, ПИСАТЬ
СОБСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О Р ОДИНЕ.

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ У У Д
У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:


ФОРМУЛИРОВАТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ УРОКА КОЛЛЕКТИВНО, В МИНИГРУППЕ ИЛИ ПАРЕ;



ЧИТАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЬЮ ЧТЕНИЯ (В ТЕМПЕ РАЗГОВОРНОЙ
РЕЧИ, БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ВЫБОРОЧНО И ПР.);



ОСМЫСЛЯТЬ КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА
УРОКЕ И ПЛАН, ВЫРАБОТАННЫЙ ГРУППОЙ СВЕРСТНИКОВ (ПАРОЙ),

ПРЕДЛАГАТЬ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ (ВОЗМОЖНО,
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ) ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ПУНКТЫ ПЛАНА, ПРИВОДИТЬ
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО ПЛАНА РАБОТЫ;


ПРИНИМАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ, КОНСТРУКТИВНО ОБСУЖДАТЬ
НЕДОСТАТКИ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЛАНА;



ВЫБИРАТЬ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ ПЛАНА ДЛЯ
ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА;



ЕСЛИ ПЛАН ОДОБРЕН, СЛЕДОВАТЬ ЕГО ПУНКТАМ, ПРОВЕРЯТЬ И
КОНТРОЛИРОВАТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ;



ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАРАНЕЕ
ВЫРАБОТАННЫМИ КРИТЕРИЯМИ И ВЫБРАННЫМИ ФОРМАМИ
ОЦЕНИВАНИЯ;



ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ И НЕЗНАНИЯ ПО
ТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО;



ФИКСИРОВАТЬ ПО ХОДУ УРОКА И В КОНЦЕ УРОКА
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ/НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СВОЕЙ РАБОТОЙ НА
УРОКЕ (С ПОМОЩЬЮ ШКАЛ, ЗНАЧКОВ « + » И « − » , « ? » ,
НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ БАЛЛОВ);



ФИКСИРОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ В
ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ИЛИ В ПОСОБИИ
« П ОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ» .


У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:


САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБНАРУЖИВАТЬ И ФОРМУЛИРОВАТЬ УЧЕБНУЮ
ЗАДАЧУ, ПОНИМАТЬ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ВЫБИРАТЬ ВОЗМОЖНЫЙ
ПУТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДАННОГО РЕЗУЛЬТАТА;



СВОБОДНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЫБРАННЫМИ КРИТЕРИЯМИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
СВОИХ ДОСТИЖЕНИЙ;



САМОСТОЯТЕЛЬНО ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ
ИНФОРМАЦИЮ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ
ЕЁ ИЗ ОДНОГО ВИДА В ДРУГОЙ;



ВЛАДЕТЬ ПРИЁМАМИ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ;



ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ КАК
ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ.

П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ У У Д
У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:


НАХОДИТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ В ТЕКСТЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ФИКСИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ
ИНФОРМАЦИЮ С ПОМОЩЬЮ РИСУНКОВ, СХЕМ, ТАБЛИЦ;



АНАЛИЗИРОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ С ОПОРОЙ НА СИСТЕМУ
ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯ (УЧЕБНИКА), ВЫЯВЛЯТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОБСУЖДАТЬ ЕЁ В ПАРНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЕ;



НАХОДИТЬ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТАХ СРАВНЕНИЯ И ЭПИТЕТЫ,
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ АВТОРСКИЕ СРАВНЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ
И ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ В СВОИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ;



СРАВНИВАТЬ ЛЕТОПИСЬ И БЫЛИНУ, СКАЗКУ ВОЛШЕБНУЮ И БЫЛИНУ,
ЖИТИЕ И РАССКАЗ, ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ;



НАХОДИТЬ В НИХ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ;



СРАВНИВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СО СЦЕНАРИЕМ
ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ, КИНОФИЛЬМОМ, ДИАФИЛЬМОМ ИЛИ
МУЛЬТФИЛЬМОМ;



НАХОДИТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕМЫ
РАЗДЕЛА, ТЕМЫ УРОКА ИЛИ ДАВАТЬ НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКЕ КНИГ;



СРАВНИВАТЬ МОТИВЫ ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ ИЗ РАЗНЫХ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ВЫЯВЛЯТЬ ОСОБЕННОСТИ ИХ
ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВА;



СОЗДАВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СВОЕЙ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ) ПО ТЕМЕ УРОКА ИЗ 9 – 1 0 ПРЕДЛОЖЕНИЙ;



ПОНИМАТЬ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ЛЕТОПИСЕЙ, БЫЛИН,
ЖИТИЙНЫХ РАССКАЗОВ, РАССКАЗОВ И СТИХОТВОРЕНИЙ ВЕЛИКИХ
КЛАССИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ (П УШКИНА, Л ЕРМОНТОВА, Ч ЕХОВА,
Т ОЛСТОГО, Г ОРЬКОГО И ДР.) ДЛЯ РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;



ПРОЯВЛЯТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПРИ
СОЧИНЕНИИ ЭПИЗОДОВ, НЕБОЛЬШИХ СТИХОТВОРЕНИЙ, В ПРОЦЕССЕ
ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ, ПРИ ИНСЦЕНИРОВАНИИ И ВЫПОЛНЕНИИ
ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ;



ПРЕДЛАГАТЬ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ
ИСХОДЯ ИЗ СВОИХ НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК И ЦЕННОСТЕЙ И
УЧИТЫВАЯ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ДЕЙСТВОВАЛ ГЕРОЙ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЕГО МОТИВЫ И ЗАМЫСЕЛ АВТОРА;



ОПРЕДЕЛЯТЬ ОСНОВНУЮ ИДЕЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНООБРАЗНЫХ
ЖАНРОВ (ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ, СКАЗКИ, РАССКАЗА,
ФАНТАСТИЧЕСКОГО РАССКАЗА, ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ),
ОСОЗНАВАТЬ СМЫСЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ЯЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВЫЯВЛЯТЬ ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К
ОПИСЫВАЕМЫМ СОБЫТИЯМ И ГЕРОЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:


САМОСТОЯТЕЛЬНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ, ОПРЕДЕЛЯТЬ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ
ГЕРОЯ И СМЫСЛ ЕГО ПОСТУПКОВ;




СООТНОСИТЬ ИХ С НРАВСТВЕННЫМИ НОРМАМИ;
ДЕЛАТЬ СВОЙ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПОВЕДЕНИЯ В ТАКОЙ ЖЕ
СИТУАЦИИ;



ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗВИТИЕ НАСТРОЕНИЯ; ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ,
ОТРАЖАЯ ПРИ ЧТЕНИИ РАЗВИТИЕ ЧУВСТВ;



СОЗДАВАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С УЧЁТОМ
СПЕЦИФИКИ ЖАНРА И С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.

К ОММУНИКАТИВНЫЕ У У Д
У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:


ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ (9 – 1 0 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) НА
ПРОЧИТАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПРОЯВЛЯТЬ АКТИВНОСТЬ И
СТРЕМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ, ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ;



ФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ СВОЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВСЛУХ, ИСПОЛЬЗУЯ
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ: « М НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗАТЬ...» , « М НЕ ХОТЕЛОСЬ
БЫ УТОЧНИТЬ...» , « М НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБЪЯСНИТЬ, ПРИВЕСТИ
ПРИМЕР...» И ПР.;



ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРИЁМАМИ УБЕЖДЕНИЯ,
ПРИЁМАМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ
СЛУШАТЕЛЕЙ;



УЧАСТВОВАТЬ В ПОЛИЛОГЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ
ВОПРОСЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕОЖИДАННЫЕ И ОРИГИНАЛЬНЫЕ, ПО
ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ;



СОЗДАВАТЬ 5 – 1 0 СЛАЙДОВ К ПРОЕКТУ, ПИСЬМЕННО ФИКСИРУЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ;



СПОСОБСТВОВАТЬ СОЗДАНИЮ БЕСКОНФЛИКТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ДИАЛОГА (ПОЛИЛОГА);



ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА
(ПОЛИЛОГА);



ПРЕДЛАГАТЬ СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СЛОЖИВШЕЙСЯ
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ;



ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦИТАТЫ ИЗ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДИАЛОГОВ ГЕРОЕВ, ФРАЗЫ И ЦЕЛЫЕ АБЗАЦЫ
РАССУЖДЕНИЙ АВТОРА, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К
ОПИСЫВАЕМЫМ СОБЫТИЯМ;



ИСПОЛЬЗОВАТЬ НАЙДЕННЫЙ ТЕКСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ В СВОИХ
УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ И РАССУЖДЕНИЯХ;



ОТВЕЧАТЬ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРОБЛЕМНОГО
ХАРАКТЕРА, ПО ПРОЧИТАННОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ;



ОПРЕДЕЛЯТЬ СОВМЕСТНО СО СВЕРСТНИКАМИ ЗАДАЧУ ГРУППОВОЙ
РАБОТЫ (РАБОТЫ В ПАРЕ), РАСПРЕДЕЛЯТЬ ФУНКЦИИ В ГРУППЕ (ПАРЕ)
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ПРИ ЧТЕНИИ ПО РОЛЯМ, ПРИ
ПОДГОТОВКЕ ИНСЦЕНИРОВКИ, ПРОЕКТА, ВЫПОЛНЕНИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ;



ОПРЕДЕЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗАДАНИЯ (УПРАЖНЕНИЯ);



ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ПО ВЫРАБОТАННЫМ КРИТЕРИЯМ;



ОЦЕНИВАТЬ СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ ПО КРИТЕРИЯМ, ВЫРАБОТАННЫМ НА
ОСНОВЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ, ПРИНЯТЫХ В ОБЩЕСТВЕ;



ИСКАТЬ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА В СЕБЕ, АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИЧИНЫ
КОНФЛИКТА, САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ
СИТУАЦИИ;



ОБРАЩАТЬСЯ К ПЕРЕЧИТЫВАНИЮ ТЕХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ, В КОТОРЫХ ОТРАЖЕНЫ СХОЖИЕ КОНФЛИКТНЫЕ
СИТУАЦИИ;



НАХОДИТЬ В БИБЛИОТЕКЕ КНИГИ, РАСКРЫВАЮЩИЕ НА
ХУДОЖЕСТВЕННОМ МАТЕРИАЛЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ;



НАХОДИТЬ ВСЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ОТБИРАТЬ ИЗ НИХ
НУЖНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ,
ВЫСТРАИВАТЬ В ЛОГИКЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЦЕЛИ;



САМОСТОЯТЕЛЬНО ГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИЗ 9 – 1 0 СЛАЙДОВ,
ОБРАЩАЯСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К ВЗРОСЛЫМ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ
СЕРЬЁЗНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ;



ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПРЕЗЕНТАЦИИ НЕ ТОЛЬКО ТЕКСТ, НО И
ИЗОБРАЖЕНИЯ, ВИДЕОФАЙЛЫ;



ОЗВУЧИВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ С ОПОРОЙ НА СЛАЙДЫ, НА КОТОРЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЦЕЛЬ И ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ.

У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:



УЧАСТВОВАТЬ В ДИАЛОГЕ, ПОЛИЛОГЕ, СВОБОДНО ВЫСКАЗЫВАТЬ
СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, НЕ ОБИЖАЯ ДРУГИХ;



ДОГОВАРИВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ
ПОЗИЦИЮ С ПОМОЩЬЮ СОБСТВЕННОГО ЖИЗНЕННОГО И УЧЕБНОГО
ОПЫТА, НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ;



ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В
СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ, ОЦЕНИВАТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СОЗДАННЫМ КРИТЕРИЯМ УРОВЕНЬ
ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ.

П РЕДМЕТНЫЕ
В ИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:



ПОНИМАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЕЛИКИХ РУССКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (П УШКИНА, Т ОЛСТОГО, Ч ЕХОВА, Т ЮТЧЕВА,
Ф ЕТА, Н ЕКРАСОВА И ДР.) ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ;



ЧИТАТЬ ВСЛУХ БЕГЛО, ОСОЗНАННО, БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ,
ИНТОНАЦИОННО ОБЪЕДИНЯТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ, ВЫРАЖАЯ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К
СОДЕРЖАНИЮ И ГЕРОЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ;



ВЫБИРАТЬ ПРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ ИНТОНАЦИЮ, ТЕМП,
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ, ПАУЗЫ, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА (СКАЗКА
СКАЗЫВАЕТСЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ ЧИТАЕТСЯ С ЧУВСТВОМ, БАСНЯ
ЧИТАЕТСЯ С САТИРИЧЕСКИМИ НОТКАМИ И ПР.);



ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРИЁМАМИ АНАЛИЗА ТЕКСТА С
ЦЕЛЬЮ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ И ОСМЫСЛИВАНИЯ;



ОСОЗНАВАТЬ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА
НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (ДОБРА, МИРА,
ТЕРПЕНИЯ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, ТРУДОЛЮБИЯ);



ЭСТЕТИЧЕСКИ ВОСПРИНИМАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ,
ЗАМЕЧАТЬ ОБРАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ,
ПОНИМАТЬ, ЧТО ТОЧНО ПОДОБРАННОЕ АВТОРОМ СЛОВО СПОСОБНО
СОЗДАВАТЬ ЯРКИЙ ОБРАЗ;



УЧАСТВОВАТЬ В ДИСКУССИЯХ НА НРАВСТВЕННЫЕ ТЕМЫ;



ПОДБИРАТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ;



ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ (ОДИН-ДВА) ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА
К ИЗУЧАЕМОМУ ТЕКСТУ;



НАХОДИТЬ ЭПИЗОДЫ ИЗ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ПРОЧИТАННОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА
ПРОБЛЕМУ;



ДЕЛИТЬ ТЕКСТ НА ЧАСТИ, ПОДБИРАТЬ ЗАГЛАВИЯ К НИМ,
СОСТАВЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЛАН ПЕРЕСКАЗА, ПРОДУМЫВАТЬ
СВЯЗКИ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЧАСТЕЙ;



НАХОДИТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ;



ГОТОВИТЬ ПРОЕКТЫ О КНИГАХ И БИБЛИОТЕКЕ;



УЧАСТВОВАТЬ В КНИЖНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И ВЫСТАВКАХ;



ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АЛФАВИТНЫМ И ТЕМАТИЧЕСКИМ КАТАЛОГОМ В
ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ.

У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:



ОСОЗНАВАТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСПЕШНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПО ДРУГИМ ПРЕДМЕТАМ;



ПРИОБРЕСТИ ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ
ПРОСМАТРИВАНИИ, ЧТЕНИИ И ИЗУЧЕНИИ СПРАВОЧНОЙ, НАУЧНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, УЧЕБНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;



ВОСПРИНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ КАК ВИД
ИСКУССТВА;



ОСМЫСЛИВАТЬ НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЯ,
РАСКРЫВАЕМОЕ АВТОРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, ДАВАТЬ ЕМУ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ;



СООТНОСИТЬ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ АВТОРА,
РАСКРЫТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, СО СВОИМИ ЭСТЕТИЧЕСКИМИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ;



НА ПРАКТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ОВЛАДЕТЬ НЕКОТОРЫМИ ВИДАМИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ПОВЕСТВОВАНИЕ – СОЗДАНИЕ ТЕКСТА ПО
АНАЛОГИИ, РАССУЖДЕНИЕ – ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС,
ОПИСАНИЕ – ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ);



РАБОТАТЬ С ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИКОЙ.

Т ВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:



ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОДРОБНО,
ВЫБОРОЧНО И КРАТКО, ОПИРАЯСЬ НА САМОСТОЯТЕЛЬНО
СОСТАВЛЕННЫЙ ПЛАН;



СОБЛЮДАТЬ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И
ТОЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ СОБЫТИЙ;



СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН, ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕКСТ;



ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЯ
(ПРИРОДЫ, ВНЕШНЕГО ВИДА ГЕРОЯ, ОБСТАНОВКИ) ИЛИ
РАССУЖДЕНИЯ; ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ ОТ 3 -ГО ЛИЦА;



СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ПРАЗДНИКОВ И ТРАДИЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ФОЛЬКЛОРА, ЛЕТОПИСЕЙ, БЫЛИН, ЖИТИЙНЫХ
РАССКАЗОВ);



ПОДБИРАТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОЕКТА, ЗАПИСЫВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ,
ПОГОВОРКИ, МУДРЫЕ МЫСЛИ ИЗВЕСТНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ, УЧЁНЫХ ПО
ДАННОЙ ТЕМЕ, ДЕЛАТЬ ПОДБОРКУ НАИБОЛЕЕ ПОНРАВИВШИХСЯ,
ОСМЫСЛЯТЬ ИХ, ПЕРЕВОДИТЬ В ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ;



ГОТОВИТЬ ПРОЕКТЫ НА ТЕМУ ПРАЗДНИКА (« Р УССКИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ» , « Р УССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ» ,
« П РАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА Р УСИ» И ДР.);



УЧАСТВОВАТЬ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ВИКТОРИНАХ, КОНКУРСАХ ЧТЕЦОВ,
ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРАЗДНИКАХ, ПОСВЯЩЁННЫХ ВЕЛИКИМ РУССКИМ
ПОЭТАМ;



УЧАСТВОВАТЬ В ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ;



ПИСАТЬ ОТЗЫВ НА ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ.

У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:



СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИНТЕРПРЕТИРУЯ
ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРСКИЕ (СОЗДАНИЕ
КИНОФИЛЬМА, ДИАФИЛЬМА, ДРАМАТИЗАЦИЯ, ПОСТАНОВКА ЖИВЫХ
КАРТИН И Т. Д.).

Л ИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

У ЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:



СРАВНИВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ АНАЛИЗ
РАЗЛИЧНЫХ ТЕКСТОВ, ИСПОЛЬЗУЯ РЯД ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ

ПОНЯТИЙ (ФОЛЬКЛОРНАЯ И АВТОРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, СТРУКТУРА
ТЕКСТА, ГЕРОЙ, АВТОР) И СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, МЕТАФОРА).

У ЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:



ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОЗИЦИИ ГЕРОЕВ И ПОЗИЦИЮ АВТОРА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА;



СОЗДАВАТЬ ПРОЗАИЧЕСКИЙ ИЛИ ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ ПО
АНАЛОГИИ НА ОСНОВЕ АВТОРСКОГО ТЕКСТА, ИСПОЛЬЗУЯ СРЕДСТВА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда
на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям
иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления
информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа
художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами
письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение
– письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения в четвертом классе курса «Литературное чтение»
будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию,
достигнут необходимый уровень их читательской компетентности,
литературного и речевого развития.

Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение
скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических ии
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить
в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения) Участие в диалоге при
обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному
(прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста
произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно
воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать
текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и
обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть
произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о
своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение
повествовательного характера с элементами рассуждения, описания.
Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать
стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно
читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с
предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценировки,
декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин
(литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо (культура письменной речи) Создание небольших письменных
ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному)
произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы
письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характера героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную
тему, отзыв.
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных
народов России.
Произведения выдающихся представителей русской литературы
(В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев,
А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин,

В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения
современной отечественной (с учетом многонационального характера России)
и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими
школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие
предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры,
народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о
труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания
литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой
детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие)
или систему событий, составляющих основу художественного произведения,
как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоциональнонравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.
Выделение языковых средств художественной выразительности (без
использования терминологии): умение практически различать эмоциональнооценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные
формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе
сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка
иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений
художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать
типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание
сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники,
энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная),
опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный
материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок),
оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для
выбора и чтения книг.
Литературный материал представлен по этапам обучения следующим
образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки);
отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год
обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная
художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков
(рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая,
справочная книга, энциклопедии.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью
уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях.
Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Тематическое планирование (102 ч)
Тематическое планирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».