Изобразительное искусство

Приложение 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Изобразительное искусство

Класс 1-4

Разработано на МО учителей начальных классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе
должны быть
достигнуты определенные результаты.
1.1.Личностные результаты

Личностными результатами является формирование следующих
умений
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
1.2.Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
 формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
1.3.Предметные результаты

 различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные
















материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и
народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и
чёрной красками; использовать их для передачи художественного
замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
знать правила техники безопасности при работе с режущими и
колющими инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками,
палитрой; ножницами;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учётом замысла;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования,
сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Содержание предмета «Изобразительное искусство»

1 класс Ты изображаешь, украшаешь, строишь
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей
повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко
художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других
людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться,
и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения
рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью
линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая
оценка их выразительных возможностей.






Изображения всюду вокруг нас. Чем и как работают художники
Мастер Изображения учит видеть. "Цветовой круг»
Изображать можно пятном. "Красивые цепочки»
Изображать можно в объеме. Рисование по представлению «Бабочка»
Жанры изобразительного искусства и архитектура. Изображать можно
линией





Разноцветные краски
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Художники и зрители (обобщение)

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются
красоте и украшают мир вокруг себя.Мастер Украшения учит любоваться
красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в
жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует
общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
(аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт
коллективной деятельности.










Мир полон украшений
Цветы
Красоту надо уметь замечать
Узоры на крыльях
Красивые рыбы
Украшения птиц
Узоры, которые создали люди
Как украшает себя человек
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение)

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и
ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной
деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе
умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е.
построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками
конструирования. Первичный опыт коллективной работы.







Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город. Все имеет свое строение
Строим вещи (обобщение)

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия,

цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах
искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника
и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие
природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
 Совместная работа трех Братьев-Мастеров
 Праздник весны. Праздник птиц
 Разноцветные жуки
 Сказочная страна. Создание панно
 Здравствуй, лето! (обобщение)

№

Тематическое планирование 1 класс
Содержание программного материала

Количество
часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения

8ч

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8ч

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

6ч

4

Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу

5ч
Итого:

27 ч

Планируемые результаты освоения предмета изобразительное искусство
2 класс
Личностные результаты
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и
мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей
и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения
содержания и средств его выражения.

Предметные результаты:
• сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
• сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении
с искусством;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке
произведений искусства;
• овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре,
художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и
прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения
художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных
музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные
художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный
художественный
образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности
основы
цветоведения, основы графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы

различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими
красоты
природы, человека, народных традиций;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Метапредметные результаты
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е.
умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для решения
различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике,
моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии
с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественнотворческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение
организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку
деятельности класса на уроке.
• Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
С помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться

в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной
работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства
(по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе
заданных
В учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять
творческие
задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения
или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
уроках
изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Результаты обучения и развития учащихся:
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
• понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить
художник предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает
художник бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический
жанр, портрет) и
виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство
и архитектура) изобразительного искусства;
•

называть известные центры народных художественных ремёсел
России (Хохлома,

Городец, Дымково);
• различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый,
зелёный,
фиолетовый, коричневый) цвета;
• различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий,
голубой, фиолетовый) цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и
зарубежных художников, называть их авторов;
•

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики,
живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и
архитектуры);

• использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
•

применять основные средства художественной выразительности в
рисунке, живописи искульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
в декоративных работах -иллюстрациях к произведениям литературы и
музыки;

• пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
• выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
• использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
• воспринимать произведения изобразительного искусства разных
жанров;
•

оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения)
при посещениивыставок, музеев изобразительного искусства,
народного творчества и др.;

•

применять практические навыки выразительного использования
линии и штриха, пятна,цвета, формы, пространства в процессе
создания композиций.

•
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 четверти: Как и чем работает художник? (8 ч)
• Представление о разнообразии художественных материалов, которые
использует в своейработе художник.
• Выразительные возможности художественных материалов.
Особенности, свойства ихарактер различных материалов.
• Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок.
Роль чёрной ибелой красок.
• Ритм линий, ритм пятен.
• Лепка.
• Моделирование из бумаги.
• Коллаж.
Тема 2 четверти: Реальность и фантазия (7 ч)

• Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания
фантастическогообраза необходима опора на реальность. Значение
фантазии и воображения для творчествахудожника.
• Изображение реальных и фантастических животных.
• Изображение узоров, увиденных вприроде, и орнаментов для
украшения человека.
• Изображение фантазийных построек.
• Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с
природой.
Тема 3 четверти: О чем говорит искусство? (11ч)
 Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его
понимание и
отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
• Изображение состояний (настроений) в природе.
• Изображение доброго и злогосказочного образа.
• Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их
намерениям персонажей.
• Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Тема 4 четверти: Как говорит искусство? (8 ч)
• Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
• Эмоциональное воздействие цвета: тёплое — холодное, звонкое и
глухое звучание цвета.
• Выразительные возможности линии.
• Понятие ритма; ритм пятен, линий.
• Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.
• Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
служат выражению мыслей и чувств художника.
•

Тематическое планирование
№

Название раздела

Кол-во часов

1

Как и чем работает художник?

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чем говорит искусство

11

4

Как говорит искусство

8

Итого

34

Планируемые результаты освоения учебного предмета изобразительное
искусство 3 класс.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своегонарода;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественнотворческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность
эстетических
потребностей
(потребностейв
общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной
практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессесовместной
творческой работы в команде одноклассниковпод руководством
учителя;
 умение
сотрудничать
с
товарищами
в
процессе
совместнойдеятельности, соотносить свою часть работы с общим
замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позицийтворческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е.
умением сравнивать, анализировать, выделятьглавное, обобщать;
 формирование умения понимать причины успеха /неуспехаучебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа,синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам;

 овладение умением вести диалог, распределять функциии роли в
процессе выполнения коллективной творческойработы;
 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебныедействия в
соответствии с поставленной задачей, находитьварианты решения
различных художественно-творческихзадач;
 умение рационально строить самостоятельную
творческуюдеятельность, умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,к
достижению более высоких и оригинальных творческихрезультатов.
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке;
 учиться работать по предложенному учителем плану;
 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
 делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
 сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства
(по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
 преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе
заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно
выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
 уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

 -уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
 -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
на уроках изобразительного искусства и следовать им;
 -учиться согласованно работать в группе;
 - учиться планировать работу в группе;
-учиться распределять работу между участниками проекта;
 - понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты:
 сформированность первоначальных представлений о
ролиизобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе
и оценке произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
 знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

 усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности
основы цветоведения, основы графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего
мира человека.
Содержание учебного предмета
Искусство вокруг нас
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен
труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают
нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми,строгими;
одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям,
другие — взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым
создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором

отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в
роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в
ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия
Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
«Искусство в твоем доме»
Твои игрушки придумал художник. Роль игрушки в жизни людей и
разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают
игрушки. Детские игрушки, народные , самодельные игрушки. Задание:
лепка игрушки из пластилина.
Посуда у тебя дома. Роль художника в создании посуды. Форма и
украшения посуды обусловлены ее назначением. Задание: лепка посуды из
пластилина.
Обои и шторы в твоем доме. Роль художника в создании обоев и штор.
Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение
ее назначения, Повторяемость узора в обоях. Задание: создание эскиза обоев
и штор, работа красками.
Мамин платок. Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная
роспись платков и их разнообразие. Расположение росписи на поле платка,
ритмика росписи. Колорит платка как средство выражения. Задание:
создание эскиза платка, работа красками.
Твои книжки. Роль художника в создании книжки. Книжная
иллюстрация .Многообразие форм и видов книг, роль обложки, шрифт,
буквица. Задание: разработка детской книжки с иллюстрациями.
Поздравительная открытки. Создание художником поздравительных
открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго
пожелания. Роль выдумки и фантазии. Задание: создание эскиза открытки.
Труд художникадля твоего дома. (обобщение). Участие в любой работе
Мастера Изображения, Украшения и Постройки.
«Искусство на улицах твоего города»
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с
искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города
(села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные
проявления деятельности художника и его верных помощников БратьевМастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов,
площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные
ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство
красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве
художника, создающего художественный облик города.

Памятники архитектуры. Знакомство с древней и новой архитектурой
вблизи школы и дома. Художник- архитектор придумывает дома, определяет
какими им быть. Задание: изучение и изображение одного из памятников
своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары. Парки для отдыха, парки- музеи, детские парки.
Задание: изображение парка, работа гуашью.
Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве, их
назначение и роль в украшении города. Задание: создание проекта ажурной
решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги.
Волшебныефонари. Художественные образы фонарей. Форма и украшения
фонарей. Задание: графическое изображение или конструирование формы
фонаря из бумаги.
Витрины. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как
украшение города. Реклама на улице. Задание: создание проекта оформления
витрины любого магазина. Работа бумагой.
Удивительный транспорт. Роль художника в создании машин. Разные
формы автомобилей. Все виды транспорта помогает создавать художник.
Задание: нарисовать образ фантастических машин.
Труд художника на улицах твоего города (обобщение). Задание: создание
коллективного панно в технике аппликации.
Художник и зрелище.
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрововидовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство,
его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная
часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида
зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес).
Взаимодействие в работе театрального художника разных видов
деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение),
изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления
или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник в цирке. Роль художника в цирке. Цирк –образ радостного и
волшебного зрелища. Задание: выполнение рисунка на тему циркового
представления.
Художник в театре. Художник создатель сценического мира. Декорации и
костюмы. Процесс создания театрально- сценического оформления. Задание:
создание картонного макета и персонажей сказки.
Театр кукол. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и
костюм. Задание: создание куклы, работа пластилином.

Маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народа. Маска как
образ персонажа. Задание: конструирование масок.
Афиша и плакат. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его
выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате.
Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика в
городе. Элементы праздничного украшения: панно, транспаранты, флаги,
декорации и др. Задание: выполнение рисунка украшения к празднику.
Школьный карнавал. Обобщающий урок.
Художник и музей.
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все
прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения,
в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение
и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в
музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного
искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других
городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в
организации музея.
Музеи в жизни города. Разнообразие музеев, роль художника в организации
экспозиции. Задание: изображение музейного интерьера с фигурами зрителей.
Картина-особый мир.Картина – пейзаж. Что такое картина? Образ Родины
в картинах. Выражение в пейзажах настроения, состояния души. Роль цвета в
пейзаже. Задание: изображение пейзажа красками.
Картина –портрет. Знакомство с жанром портрета. Портрет человека как
изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль
позы, фон, цвет в портрете.
Задание: создание портрета близкого человека.
Картина- натюрморт. Предметный мир в изобразительном искусстве.
Натюрморт как рассказ о человеке. Выражения настроения, Роль цвета.
Расположение предметов. Задание: создание натюрморта в зависимости от
настроения.
Картины исторические и бытовые. Задание: изображение сцены из своей
повседневной жизни.
Скульптура в музеи и на улице. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура
и окружающее пространство. Скульптурные памятники. Парковая
скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево,
глина.
Художественная выставка. Организация выставки лучших работ за год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета изобразительное
искусство 4 класс.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего
народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других
народов нашей страны и мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей
в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную
художественную деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;

 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;


 способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
 умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
 выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе
у выпускников будут сформированы основы художественной культуры:
представления о специфике изобразительного искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные
понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут
развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие
способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут
проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный
вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в
восприятии произведений пластических искусств и в различных видах
художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать
эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям
окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать
художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и
представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно-практических задач.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы
работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать
их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами
художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего
мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные
музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать
в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и
содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи
искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме,
на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать
геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в
живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно-творческой деятельности специфику стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем
трансформации известного создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа средствами изобразительного искусства и
компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой
на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и
скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое
эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в
творчестве народов всей земли)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе
является формирование представления о многообразии художественных
культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной
красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные
отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается
его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во
времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы
своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих
культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания,
который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой
беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства
массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в
этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как
«целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о
культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но
им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с
сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна
господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о красоте
раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры,
красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков
работы гуашью, пастелью, а также спластилином и бумагой. Задачи
трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе
овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к
пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебновоспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют
музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное
представление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и
коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение
пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование
из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как
поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома,
украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение
«деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или
коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары,
колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни —
коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской
красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины
неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и
доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается
способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота
тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья
(«лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально
или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника».
Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении,
не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных
уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных
фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний
праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной,
счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала
темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой
характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике
запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город»
произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На
высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен,
куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их
архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов.
Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен
изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они
являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни
города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма.
Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги.
Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение
«постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение
древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и
оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода,
Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой.
Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или
беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы.
Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения
пира.
Каждый народ — художник (11 ч)

Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции,
средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры
Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай,
Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни
на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к
мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это
нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно
образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко,
Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам:
природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как
выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской
— на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия
(человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции
храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным,
спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции.
Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и
участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой.
Представление о дорической («мужественной») и ионической
(«женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении
греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или
плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть
Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное
шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы,
которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через
детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей
характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник
хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются
затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном
панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый
цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились
своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской
площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды
человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в
сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года.
Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у
различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается
первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии
осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие
представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание
природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны
были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато
различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о
великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов
понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних
проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям
природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В
искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери,
дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему,
понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их
единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни,
красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление
выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание
зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в
искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим,
учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором
(больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все
народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих
героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства,

скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в
искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором
(ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства,
мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика
учащихся
Истоки родного искусства 5 ч.
Пейзаж родной земли.
Деревня - деревянный мир
Деревня - деревянный мир
Красота человека. Образ русского
человека (женский, мужской образ).
Народные праздники

деятельности

Характеризовать красоту природы
родного края.
Характеризовать
особенности
красоты
природы
разных
климатических зон.
Изображать
характерные
особенности
пейзажа
родной
природы.
Использовать
выразительные
средства живописи для создания
образов природы.
Овладевать живописными навыками
работы гуашью.
Воспринимать
и
эстетически
оценивать
красоту
русского
деревянного зодчества.
Характеризовать
значимость
гармонии постройки с окружающим
ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции
русской избы и назначение ее
Древние города нашей земли 10 ч. отдельных элементов
Родной угол. Древнерусский город Изображать
графическими
или
крепость
живописными
средствами
образ
Древние соборы
русской избы и других построек
Города Русской земли
традиционной деревни.
Древнерусские воины – защитники
Новгород.
Понимать и объяснять роль и
Псков.
значение
древнерусской
Владимир и Суздаль.
архитектуры.
Москва.
Знать конструкцию внутреннего

Узорочье теремов
пространства древнерусского города
Праздничный пир в теремных (кремль, торг, посад).
палатах. Урок – обобщение
Анализировать роль пропорций в
архитектуре, понимать образное
значение вертикалей и горизонталей
в
организации
городского
пространства.
Знать
картины
художников,
изображающие
древнерусские
города.
Создавать макет древнерусского
города.
Каждый народ – художник 11 ч.
Эстетически
оценивать
красоту
древнерусской
храмовой
Образ японских построек
архитектуры.
Образ человека, характер одежды в Получать
представление
о
японской культуре
конструкции здания древнерусского
Отношение к красоте природы в каменного храма.
японской культуре.
Понимать роль пропорций и ритма в
Народа гор и степей
архитектуре древних соборов.
Города в пустыне
Древняя Эллада. Образ красоты
древнегреческого человека
Обрести знания о многообразии
Древняя Эллада. Древнегреческая представлений народов мира о
архитектура
красоте.
Древняя Эллада.
Олимпийские Иметь интерес к иной и необычной
игры в древней Греции
художественной культуре.
Европейские города Средневековья Иметь представления о целостности и
(архитектура)
внутренней
обоснованности
Средневековые готические костюмы различных художественных культур.
Многообразие
художественных Воспринимать эстетический характер
культур в мире. Обобщение по теме традиционного
для
Японии
«Каждый народ художник»
понимания красоты природы.
Иметь представление об образе
традиционных японских построек и
конструкции здания храма (пагоды).
Искусство объединяет народы 8 ч. Сопоставлять
традиционные
представления о красоте русской и
Материнство
японской женщин.
Мудрость старости
Понимать особенности изображения,
Мудрость старости
украшения и постройки в искусстве
Сопереживание
великая
тема Японии.
искусства
Изображать природу через детали,
Герои-защитники
характерные для японского искусства
Юность и надежды
(ветка дерева с птичкой; цветок с

Искусство
народов
(Обобщение темы)
Каждый народ – художник.

мира. бабочкой; трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей вишни
на фоне тумана, дальних гор),
развивать живописные и графические
навыки.
Узнавать и приводить примеры
произведений
искусства,
выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях
от общения с произведениями
искусства,
анализировать
выразительные
средства
произведений.
Развивать навыки композиционного
изображения.
Изображать образ материнства (мать
и дитя), опираясь на впечатления от
произведений искусства и жизни.
Развивать
навыки
восприятия
произведений искусства.
Создавать в процессе творческой
работы эмоционально выразительный
образ
пожилого
человека
(изображение по представлению на
основе наблюдений)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».