Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Будогощская СОШ им.М.П.Галкина»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МОУ «Будогощская СОШ
им. М.П.Галкина»
(протокол от 28.08.2020 № 1)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МОУ «Будогощская СОШ
им. М.П.Галкина»
от 01.09.2020 №211
Директор ^^^/уЛС.А.Муканалиева
ЯЯSir
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
МОУ «Будогощская СОШ
им. М.П.Галкина»
(протокол от 01.09.2020 № 1)
СОГЛАСОВАНО
Советом старшеклассников
МОУ «Будогощская СОШ
им. М.П.Галкина»
(протокол от 01.09.2020 № 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе школьной медиации
МОУ «Будогощская СОШ им.М.П.Галкина»
1. Общие положения
1.1. Служба школьной медиации (служба по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений) (далее - СШМ) в образовательной
организации является добровольным объединением педагогов и родителей (законных
представителей), а также обучающихся общеобразовательной организации действует в
соответствии с приказом директора образовательной организации в рамках
образовательной, воспитательной и внеурочной деятельности.
СШМ оказывает содействие в предотвращении и разрешении конфликтных
ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с
последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений, опирающиеся
в данной деятельности на медиативный и восстановительный подходы.
1.2. Настоящее Положение о СШМ (далее - Положение) разработано на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (часть 4 статья 45);
- Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)»;
- Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. №
1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в
целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе
совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого
наступает уголовная ответственность в Российской Федерации»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. №
520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О
направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 28.04.2020 №
ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных
организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»)
с целью регламентации порядка ее создания, организации работы и принятия
решений.
1.3. Медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации,
предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими
основу для предотвращения и эффективного разрешения споров и конфликтов в
повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
1.4. Восстановительный подход - предполагает использование умений и
навыков, направленных на восстановление отношений, доверия, заглаживания
материального и морального ущерба. Применяется в профилактической и
коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и
конфликтов, и после совершения правонарушений, и др.
2 Цели и задачи школьной службы медиации
2.1. Целью службы школьной медиации МОУ «Будогощская СОШ
им.М.П.Галкина» (далее - Школа) является:
2.1.1. Распространение среди обучающихся, работников учреждения и педагогов
цивилизованных форм разрешения конфликтов.
2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе
принципов восстановительной медиации.
2.1.3.
Снижение
количества
административного
реагирования
на
правонарушения.
2.2. Задачами СШМ являются:
2.2.1. Проведение примирительных программ (кругов сообщества, школьных и
семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций.
2.2.2. Обучение обучающихся цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и ответственности.
2.2.3.
Информирование обучающихся и педагогов о принципах и ценностях
восстановительной медиации.
3 Принципы деятельности школьной службы медиации.
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение
составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный
договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба
примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны,
а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти
решение.
4 Порядок формирования службы школьной медиации
4.1. В состав службы медиации могут входить обучающиеся 9-11 классов.
4.2. Руководителем службы может быть заместитель директора, социальный
педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого приказом
директора школы возлагаются обязанности по руководству службой медиации.
4.3. Руководителем службы медиации может быть человек, прошедший
обучение проведению примирительных программ.
4.4. Вопросы членства в службе медиации, требований к обучающимся,
входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим
Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой медиации
самостоятельно.
5. Порядок принятия решений СШМ
5.1. СШМ принимает заявления от учителей, сотрудников, обучающихся и их
родителей (законных представителей) в письменной форме.
5.2. СШМ по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты
только на территории учебного заведения, только в полном составе и в определенное
время (в течение 5 дней с момента поступления заявления), заранее оповестив
заявителя и ответчика.
5.3. Решение СШМ принимается большинством голосов и фиксируется в
протоколе заседания службы. СШМ самостоятельно определяет сроки принятия
решения в зависимости от времени, необходимого для детального рассмотрения
конфликта, в том числе для изучения документов, сбора информации и проверки ее
достоверности.
5.4. Председатель СШМ в своих действиях независим, если это не противоречит
Уставу Школы, законодательству РФ.
5.5. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для
профилактической беседы педагога, сотрудника, обучающегося и его родителей
(законных представителей), не собирая для этого весь состав СШМ.
5.6. Председатель имеет право обратиться за помощью к директору Школы для
разрешения особо острых конфликтов.
5.7. Председатель и члены СШМ не имеют права разглашать информацию,
поступающую к ним. Никто, кроме членов службы, не имеет доступа к информации.
Директор Школы лишь правдиво информируется по запросу.
5.8. СШМ несет персональную ответственность за принятие решений.
5.9. Решение СШМ является обязательным для всех участников
образовательных отношений в Школе и подлежит исполнению в сроки,
предусмотренные указанным решением.
5.10. Решение СШМ может быть обжаловано в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
6 Порядок работы школьной службы медиации
6.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации школы,
членов службы медиации, родителей (или лиц их заменяющих).
6.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
6.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе.
6.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело
находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в
известность администрация школы и при необходимости производится согласование с
соответствующими органами внутренних дел.
6.5. Переговоры должностными лицами проводит руководитель службы
медиации.
6.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые, а также в случае криминальной ситуации)
куратор службы примирения принимает участие в программе.
6.7. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя или
законного представителя ребенка.
6.8. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
6.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
6.10. При необходимости служба медиации передает копию примирительного
договора администрации школы.
6.11. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за
их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба
примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в
письменном или устном соглашении.
6.12. При необходимости служба медиации информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального
педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
6.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах,
которые являются внутренними документами службы.
7 Организация деятельности службы медиации
7.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы
предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а
также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
7.2. Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и обучающихся.
7.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога,
социального педагога и других специалистов школы.
7.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации
или самим использовать восстановительные практики.
7.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то
административные действия в отношении данных участников конфликта
приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных
действий принимается после получения информации о результатах работы службы
медиации и достигнутых договоренностях сторон.
7.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы
медиации в собраниях ассоциации.
7.7. Раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой
медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью
предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу
желающих.
7.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по
которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о
приобщении к материалам дела медиативного соглашения, а также иных документов в
качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих
добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на
заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.
8 Заключительные положения
8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения и действует
бессрочно.
8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по
предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.
План работы службы школьной медиации
МОУ «Будогощская СОШ им.М.П.Галкина»
на 2020- 2021 учебный год
Цель: способствовать
конфликтов.
обучению
школьников
методам
регулирования
Задачи:
1. Обучить учащихся проведению примирительных программ.
2. Отработать навыки применения восстановительных технологий на
практике.
3. Развивать правовые знания учащихся.
4. Повышать профессиональный уровень через участие в олимпиадах,
вебинарах, конференциях СШМ
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Мероприятие
Организационное заседание
ШСМ
Ознакомление педагогического
состава школы с положением и
принципами работы школьной
службы медиации «Школа без
насилия»
Выступление на МО классных
руководителей: «Школа без
насилия» реклама ШСМ.
Акция «В нашей школе работает
ШСМ ». Ознакомление учащихся
и родителей с положением и
принципами работы школьной
службы медиации «Школа без
насилия»
Организация рекламной
деятельности (разработка
буклетов, информационных
листов)
Оформление стенда с
информацией о ШСМ
Тренинг по отработке навыков
проведения и предварительной
встречи
Участие в семинарах, вебинарах,
совещаниях, направленных на
повышение квалификации в
Сроки
Август
Ответственные
Руководитель
Сентябрь
Руководитель
Август
Руководитель
Сентябрь
Руководитель,
классные
руководители
В течение года
Члены СШМ
Ноябрь
Руководитель
Октябрь
Руководитель
В течение года
Руководитель
9.
10.
11.
12.
13.
сфере деятельности ШСМ
Обучение членов ШСМ из числа
учащихся, восстановительным
технологиям
Проведение классных часов,
связанных с темой конфликтов
между людьми
Мониторинг деятельности ШСМ
Знакомство с правовыми
документами
Сотрудничество с Советом
профилактики школы
В течение года
Руководитель
В течение
учебного года
Руководитель
Ежеквартально
В течение года
Руководитель
Руководитель,
члены СШМ
Руководитель,
члены СШМ
В течение года