ПОЛОЖЕНИЕ об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ Будогощская СОШ им. М.П. Галкина

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
МОУ «Будогощская СОШ
им М.П.Галкина»
Протокол №1 от 28.08.2020г.

Положение
об организации инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья
в Муниципальном образовательном учреждении «Будогощская средняя
школа имени Героя Советского Союза М.П.Галкина»
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в МОУ «Будогощская СОШ им М.П.Галкина»
(далее - Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10»,
утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189, с изменениями, внесенными постановлением Главного санитарного
врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85; Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального, общего, и среднего общего
образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1015).
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Школе определяет порядок организации
обучения и воспитания в совместной образовательной среде детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
1.3. Инклюзия признается как закономерный этап развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо,имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п.16 ст. 2 Федерального закона
от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию длявсех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3
«Об образовании в Российской Федерации»).

Адаптированная
образовательная
программа
образовательная
программа,адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (и.28 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»),
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права
обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции
нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в Школе с целью максимальной коррекции недостатков
их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с
ФГОС;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения
к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.

Организация инклюзивного образования

2.1. Образование обучающихся с ОВЗ осуществляет образовательное учреждение,
реализующее общеобразовательные программы и, как правило, ближайшее к их месту
жительства.
2.2. Зачисление обучающихся с ОВЗ в Школу осуществляется в общем порядке,
установленном Российской Федерацией для приема граждан в образовательное учреждение.
2.3. Инклюзивное образование детей с ОВЗ школьного возраста может быть
организовано в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования) Школы, реализующей
основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися. Численность детей с ОВЗ, обучающихся в
таком классе, не может превышать 2 человека.
2.4. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ зависит
выраженности недостатков физического и (или) психического развития,
структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности
включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется
медико-педагогической комиссией.

от степени
сложности
ребенка к
психолого-

2.5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается
мнение ребенка (п.З раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основнымобщеобразовательным программам - образовательным
программам начального, общего, и среднего общего образования, утв. Приказом
Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 № 1015).
2.6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Школе
являются:
создание
адаптивной
среды
(инфраструктура,
нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
повышение квалификации педагогических работников;
создание психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) для организации
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
2.7. Решение о создании в школе классов инклюзивного образования принимается
Комитетом по образованию Киришскогорайона на основе ходатайства Школы.
2.8. Ходатайство школы должно содержать:
список обучающихся для зачисления в класс инклюзивного образования;
заключение ПМПК на каждого ребенка и заключение психолого-медико­
педагогического консилиума Школы для детей с нарушениями речи;
заявление родителей (законных представителей) об организации обучения детей в
классе инклюзивного образования;
наличие в школе специальных условий для получения образования
обучающимися с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных
потребностей каждого ребенка.
2.9. Сведения о создании классов инклюзивного образования в Школе ежегодно
передаются в ПМПК Киришского района.
2.1. Критерии организации инклюзивного образования
В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать:
особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без
создания специальных условий;
готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей)
инклюзируемого ребенка, педагогических работников и обучающихся, не имеющих
нарушений в развитии);
соответствие образовательной среды Школы потребностям инклюзированного
ребенка: созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; созданы условия, в

максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5 Федерального
закона от 29 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).
2.2. Организация инклюзивного образования
2.2.1. В Школе инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенкаможет
быть организовано:
по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
ПМПК;
по индивидуальной образовательной программе.
2.2.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
инвалидовопределяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
2.2.3. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части
трудового обучения осуществляется исходя из условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов обучающегося с ОВЗ и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
2.2.4. Специфика Школы по обучению детей с ОВЗ, а также вид реализуемых
образовательных программ определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями
ПМПК.
2.2.5. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
2.2.6. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам учитывает
программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования образовательного учреждения.
2.2.7. Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи
детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы содержит:
- перечень,
содержание
и
план
реализации
индивидуально
ориентированныхкоррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательное учреждение и
освоение ими основной образовательной программы общегообразования с учетом
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ в условиях реализации образовательных программ;
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе
безбарьерной среды их жизнедеятельности;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников
школы;
- планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).
2.2.8. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие графики обучения, учебную
нагрузку, сроки освоения образовательных программ, а также условия аттестации.
Индивидуальные
учебныепланыутверждаютсяпедагогическимсоветомшколы.Реализацияиндивидуальныхучеб
ныхплановпринеобходимостисопровождается поддержкой тьютора Школы.
2.2.9. Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий, которое определяется Школой.
2.2.10. Для детей с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют
прохождение программного материала.
2.2.11. На первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме ребенку
с ОВЗ устанавливается диагностический период.
2.2.12. По истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический
консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии.
Данное заключение утверждается решением педсовета.
2.2.13. В случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического
консилиума директор Школы информирует о принятом решении родителей (законных
представителей)ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2.2.14. Вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и
оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данномэтапе
обучения решается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии.
3.

Организация аттестации обучающихся с ОВЗ

3.1.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяется организацией самостоятельно (п.19
раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального,
общего, и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013
№ 1015).
3.2. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего
и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая
является обязательной.
3.3. ГИА детей с ОВЗ проводится в обстановке, исключающей влияние негативных
факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим
особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным
законодательством.
3.4. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и
успешно прошедшие ГИА по образовательным программам основного общего и среднего
общего образования, получают аттестат об основном общем или среднем общем
образовании, подтверждающий получение общего образованиясоответствующего уровня
(п. 20 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального,
общего, и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013
№ 1015).
4.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, обучающегося в
форме инклюзивного образования

4.1. Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся детей с ОВЗ в школе сопровождается ПМПк.
4.2. Специалисты ПМПк:
осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условияи формы
инклюзии;
проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками Школы, направленную на подготовку в
Школе инклюзивного образования;
разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПк.
организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса
инклюзии;
согласуют со специалистами ПМПк оценку результатов обучения.

4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях Школы осуществляют
педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, учитель.
4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ,.
показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».